ЖИТИН (ЖИТЕННЫЙ, ЖИТНЫЙ) ОСТАШКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

Книжное собрание Житина Осташковского монастыря к началу XX в. составляли: напрестольное Евангелие (1663 г.), обложенное красным бархатом, с середником и медными наугольниками, поступившее в первой половине XVIII в. из Ниловой Столобенской пустыни, Евангелие (Киев, 1703 г.) с серебряным вызолоченным чеканным окладом и Апостол (1679 г.) – вклад 17 февраля 1717 г. настоятеля Горицкого монастыря архимандрита Пахомия, «Диоптра» (1612 г., братская типография виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря и 1698 г., Могилёвская типография Максима Вощанки), сочинение архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Мессия Правдивый» (Киев, 1669 г.), сочинение Иннокентия (Гизеля) «Огородок Марии Богородицы...» (Киев, 1676 г.), «Скрижаль» (1656 г.), книга «Перло многоценное» (Могилёв, 1699 г.), составленная иеромонахом Кириллом (Транквиллионом-Ставровецким), несколько томов Четьих-Миней (Киев), а также Синодик (1735 г.). В XVIII – начале XX в. Житином Осташковским монастырём управляли строители и игумены. С 1772 по 1785 гг. настоятели Житина Осташковского монастыря Сильвестр, Иоанникий, Иоасаф и Михаил одновременно по назначению архиереев были надзирателями Осташковского духовного училища, а с 1773 г., после перевода в Житин Осташковский монастырь духовного правления, иногда исполняли обязанности членов правления. В 1724 г. в Житином Осташковском монастыре было десять монашествующих; в 1764 г. проживали строитель-иеромонах, казначей-иеромонах, четыре иеромонаха, два иеродиакона, три монаха; в 1817 г. – семь монахов и священник. В 1853 г. в Житином Осташковском монастыре числились настоятель, казначей, два иеромонаха, священник, два диакона, семь послушников; в 1861 г. – настоятель, казначей, иеромонах, иеродиакон, священник, диакон, шесть послушников; в 1880 г. – настоятель, четыре иеромонаха, три иеродиакона, монах, диакон, послушник; в 1890 г. – настоятель, три иеромонаха, иеродиакон, монах, священник, диакон, три послушника; в 1901 г. – игумен, семь монахов, семь послушников; в 1917 г. – настоятель, пять иеромонахов, три иеродиакона, два указных послушника, с видом на жительство и на испытании пять послушников. Материальное обеспечение обители в XVIII в. отражено в офицерской описи монастыря 1764 г. Средства «на пищу общую трапезу, на дрова и церковные потребы» поступали «из опщей кружки, в котороую собирается от молебствия и от свечной продажи», дополнительные средства – «от записания в синодик», а также от сбора «и в праздничныя и воскресныя дни по церкви з блюдом, которых денег собирается в год рублев по девяносту и более». В другую кружку «собирается от подаяния сорокоустия, на проскомидию и милостыни» около 30 руб. в год. «Хлеб и крупа посылается от части доброхотных даятелей» (Российский государственный архив древних актов).

 



 
PR-CY.ru