ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ - Страница 10

Об организации музыкальных кружков рассказывали рубрики «Музыкально-просветительское дело», «Учебно-просветительское дело», «Хоровое дело» или «Хоровое церковное пение». Учебно-практическую направленность имела рубрика «В помощь народному искусству», которая знакомила читателей с положительными и отрицательными сторонами изобретений Дмитрия Алексеевича Митропольского – «митрофона», «подвижной ноты», «транспозитора». Была опубликована подборка С. Чистякова фрагментов из русской литературы о жизни отечественных певцов, инструменталистов, регентов под заголовком «Музыкально-просветительские типы в нашей литературе». Литературный отдел журнала включал беллетристику, зарисовки педагогического характера, обзор педагогических журналов, библиографию. В приложении были выпущены «Теория музыки» М.Н. Дёмина, «Благослови, душе моя» Ф.Е. Степанова (тамбовского регента), «Гимн Гоголю» (без автора), «Новгородская былинка» Покровского. Журнал был куплен регентом Покровским и стал выходить в Новгороде (1910–1914 гг.) также с нотным приложением, но уже ежемесячно. Журнал «Музыка и жизнь» издавался в Москве с 1908 по 1912 гг. между первым и десятым числом каждого месяца. Главная контора и редакция журнала располагались по адресу: Тверской бульвар, д. 60, кв. 9. Редакторы журнала – Александр Леонтьевич Маслов и Дмитрий Игнатьевич Аракишвили (Аракчиев; соредактор); с №2 за 1909 г. – А.Л. Маслов. Издатели: К.Д. Алексеев, с 1911 г. – А.Л. Маслов. Объём от 16 до 40 страниц. Формат 30,5х23,5 см, с января 1910 г. был уменьшен до 25,5х18 см. Основные авторы – А.Л. Маслов (под псевдонимом А. Ливин), Д.И. Аракишвили, Александр Васильевич Никольский. С журналом сотрудничали: Анатолий Михайлович Архангельский, Фёдор Васильевич Владимирский, Маврикий Мечеславович Клечковский, Николай Иванович Компанейский, Семён Николаевич Кругликов, Иван Васильевич Липаев, Г.В. Шварц, Константин Романович Эйгес, Николай Андреевич Янчук, авторы, писавшие под псевдонимами Nomina sunt odiosa и П-в. №1 вышел 10 февраля 1908 г. В программной статье «Музыка и жизнь» Н.А. Янчук объяснил выбор названия журнала ссылкой на изречение Василия Андреевича Жуковского: «Жизнь и поэзия – одно» – и кратко изложил цели, которые ставила перед собой редакция. Заявляя, что «высшее искусство» не может быть достоянием лишь привилегированных классов, что «для человека бедного и менее культурного музыка имеет воспитательное значение», журнал видел свою задачу в пропаганде устройства общедоступных народных консерваторий и театров, концертов, учебных курсов, музыкальных съездов, выставок, в популяризации музыкального «искусства со всесторонним освещением музыкальной жизни, как русской, так и иностранной». Журнал отстаивал идею свободы музыкального творчества, как светского, так и духовного, и независимость от цензуры. Литературная часть журнала являлась основной и наиболее значимой и имела несколько отделов. В библиографическом отделе печатались отзывы о сочинениях по теории музыки, о музыкальных произведениях, светских и духовных; при этом указывались не только художественные достоинства или недостатки музыкальных пьес, но и уровень их трудности или лёгкости при исполнении; оговаривалась степень пригодности хоровых произведений для хоров разных составов и сил.

 



 
PR-CY.ru