ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ - Страница 9

Со страниц журнала звучали призывы к музыкально-эстетическому воспитанию детей и взрослых, например, через подвижные игры с использованием русских народных песен в лицах. Дискуссию вызвали статьи В.В. Уварова-Надина о целесообразности применения в храмах пения с инструментальным сопровождением и Г.С. Серебрякова с предложением к духовным композиторам давать программное толкование своих сочинений с целью лучшего понимания регентами художественного образа и донесения его до слушателя. Литературный отдел не был постоянным. С 1908 г. печаталось нотное приложение (духовные и светские хоровые сочинения, романсы и песни, обработки народных песен М.И. Глинки, Александра Егоровича Варламова, Александра Тихоновича Гречанинова, Николая Витальевича Лысенко, А.А. Архангельского и др.). Недостаток материальных средств и ухудшение состояния здоровья вынудили П.Н. Бигдаш-Богдашёва в 1909 г. закрыть журнал, всего было выпущено 32 номера в 26 книжках. Призыв музыканта продолжить начатое им дело не нашёл отклика. Музыкально-литературный журнал с нотным приложением «Гусельки яровчаты» (как и журнал «Баян») издавался в Тамбове (1907–1909 гг.), а затем в Новгороде (1910–1914 гг.), был адресован регентам, певчим, учителям пения. Исследователи отмечают, что такая профессиональная направленность провинциальных изданий была уникальным и в то же время характерным именно для этого времени явлением. Редактором журнала был священник Василий Лебедев, издателем – священник Пётр Рождественский. Журнал выходил девять раз в течение учебного года. Объём номера – от 19 до 27 страниц, формат 18х26 см. Как и «Баян», журнал печатался на плохой бумаге в мягком переплёте. Его годовая подписка стоила 1 руб. 50 коп. «Гусельки яровчаты» и «Баян» были во многом схожи по содержанию: эти издания дополняли друг друга, пропагандировали музыкально-хоровое искусство, предоставляли свои страницы для обмена мнениями по вопросам музыкального воспитания и образования, содействовали распространению педагогического и регентского опыта, отражали социальные проблемы профессионалов хорового дела, способствовали развитию музыкального просвещения в губернии, воспитывали любовь к вокально-хоровому искусству, служили своеобразным методическим пособием для учителей пения и регентов. По мнению исследователей, объединяет издания и наличие рубрик «Корреспонденция», «Библиография», «Местная музыкальная жизнь». Журнал состоял из двух постоянных отделов – музыкального и литературного. Первый комплектовался материалами образовательно-просветительского характера. В течение двух лет печатался «Исторический очерк православно-русского церковного пения» Н.М. Соловьёва, а также история итальянской музыки под названием «Звёзды первой величины» М. Михайлова. Публиковались статьи Сергея Иринеевича Миропольского «Об эстетическом образовании народа», священника Василия Лебедева «Пение и музыка как средство эстетического развития народа». Постоянными рубриками музыкального отдела были: «Народно-певческое музыкальное дело» или «Музыкальное образование», где помещалась информация о прошедших и предстоящих в столице и провинции регентских и певческих курсах, о работе Народной консерватории в Москве и др.; «Репертуар» или «Программа церковных хоров» – о столичных концертах (в том числе духовных), о лекциях-концертах, о выступлениях хора А.А. Архангельского, о Московской симфонической капелле Вячеслава Александровича Булычёва.

 



 
PR-CY.ru