ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ - Страница 5

Христианской апологетике были посвящены журналы «Вера и Церковь» (М., 1899–1907 гг.) протоиерея Иоанна Соловьёва, «Православно-русское слово» (СПб., 1902–1906 гг.; в 1906–1907 гг. – «Церковный голос»), «Голос истины» (СПб., 1909–1916 гг.) В.М. Скворцова, «Ревнитель» (Харьков, 1911–1916 гг.) Льва Захаровича Кунцевича, «Голос Церкви» (М., 1912–1918 гг.) Ивана Георгиевича Айвазова и архимандрита Арсения (Жадановского; впоследствии епископ Серпуховской). Лучшие журналы по церковной педагогике выходили, в основном, в Юго-Западной России: «Церковно-приходская школа» (Киев, 1887–1906 гг.), «Западно-русская начальная школа» (Киев, 1906–1917 гг.), «Законоучитель» (Житомир, 1912–1917 гг.). Всероссийский законоучительский союз успел издать только семь номеров ежемесячного журнала «Религия и школа» (Петроград, 1917–1918 гг.). Выпускались и духовные журналы для детей, например, «Божия нива» (Сергиевский посад, 1902–1917 гг.) с приложением «Зёрнышки» (1903–1917 гг.) Вологодского архиепископа Никона (Рождественского), «Маленький христианин» (Сергиевский посад, 1909–1916 гг.), «Незабудка» (СПб., 1914–1917 гг.) протоиерея Аполлинария Темномерова. Некоторые издания были посвящены памятникам церковного искусства: «Христианские древности и археология» (СПб., 1862–1877 гг.) с приложением «Русские древности» (1871–1876 гг.), «Изограф» (СПб., 1882–1885 гг.), «Светильник» (М., 1913–1915 гг.); церковной музыке и пению (см. Журналы церковнопевческие). Более чем в 20 епархиях церковно-археологическими или историческими обществами, комитетами или музеями выпускались ежегодники или продолжающиеся сборники, посвящённые изучению местной церковной старины: «Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии» (Каменец-Подольск, 1876–1916 гг.), «Чтения в Церковно-археологическом обществе при Киевской духовной академии» (1883–1916 гг.), «Калужская старина» (1901–1911. шесть томов), «Тобольское церковное древлехранилище» (1902–1909 гг.), «Воронежская старина» (1902–1916 гг.), «Минская старина» (1909–1913 гг.), «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (Кишинёв, 1909–1933 гг.) и др. Христианские памятники Востока и паломничества в Святую землю стали темой изданий Палестинского православного общества «»Православный палестинский сборник» (СПб., 1881–1916 гг.), «Сообщения Православного Палестинского общества» (СПб., 1891–1917 гг.), а также издания Императорской Академии Наук «Христианский Восток» (СПб., 1912–1922 гг.). Текущей библиографии российской и в меньшей степени иностранной богословской и церковно-исторической литературы были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (Киев, 1872–1875 гг.), «Богословский библиографический листок» (Киев, 1883–1916 гг.) и «Новости богословской литературы» (Сергиевский посад, 1904–1906 гг.). После 1917 г. количество духовных журналов стремительно сокращалось. В 1918 г. продолжала выходить лишь четвёртая часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 г., на протяжении 1918–1920 гг. перестали издаваться почти все дореволюционные журналы.

 



 
PR-CY.ru