ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ - Страница 4

Для церковной публицистики 1860–1870 гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати. Официальные церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860–1922 гг. и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из официального и неофициального отделов. С 1875 г. журнал «Церковный вестник» (Санкт-Петербургской духовной академии) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нём центральных учреждений». В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода – журнал «Церковные ведомости», состоявший из официальной части и прибавлений и выходивший до 1918 г. К центральным официальным церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890–1917 гг.; с 1911 г. – «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (Киев, 1917–1918 гг.), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896–1917 гг.), журнал Училищного совета при Синоде. По примеру светских иллюстрированных развлекательных изданий, получивших распространение в конце XIX – начале ХХ вв., в это же время появился ряд популярных духовно-назидательных журналов: «Русский паломник» (СПб., 1885–1917 гг.), «Воскресный день» (М., 1887–1917 гг.) протоиерея Симеона Уварова, «Кормчий» (М., 1888–1917 гг.), «Приходская жизнь» (Ярославль, 1899–1918 гг.), «Сеятель» (Уфа, 1913–1917 гг.) и др. Часть подобных духовных журналов выходила при православных монастырях, которые выпускали до 1918 г. более 30 периодических изданий (включая листки), из них восемь – Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра, четыре – Троице-Сергиева лавра, восемь – русские обители Афона и их подворья (в том числе четыре – Русский монастырь великомученика Пантелеимона). В духовно-назидательных журналах богословские и церковно-общественные вопросы отступили на второй план, а главное место заняли духовные рассказы, описания паломнических поездок, миссионерских путешествий. В начале ХХ в. церковными братствами и обществами трезвости, а также частными лицами выпускалось около сорока наименований журналов и листков, посвящённых борьбе с пьянством и пропаганде трезвого образа жизни, в том числе «Друг трезвости» (СПб., 1900–1901 гг.), «Отдых христианина» (СПб., 1901–1917 гг.), «Трезвая жизнь» (СПб., 1905–1914 гг.), «Трезвые всходы» (СПб., 1908–1914 гг.), «Заря трезвости» (Воронеж, 1914–1917 гг.). Некоторые из духовно-назидательных журналов по примеру светских изданий имели множество тематических приложений в виде книг, брошюр и листков. В последней четверти XIX в. и особенно в начале ХХ в. возникло немало специальных духовных журналов. Из миссионерских изданий исследователи выделяют «Миссионер» (М., 1874–1879 гг.), еженедельно выпускавшийся Православным миссионерским обществом; «Братское слово», основанное профессором Николаем Ивановиче Субботиным и посвящённое изучению старообрядчества (М., 1875–1876, 1883–1899, 1906–1917 гг.); «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891–1918 гг.), издававшийся братством Рязанского епископа Василия; противосектантский журнал «Миссионерское обозрение» (Киев, 1896–1916 гг.), который основал и редактировал Василий Михайлович Скворцов.

 



 
PR-CY.ru