ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ - Страница 2

Несколько журналов были посвящены библиографии текущей богословской литературы, например, основанный Адольфом фон Гарнаком и Эмилем Шюрером «Theologische Literaturzeitung» (Lpz., 1878 г. -.), «Zeitschrift für Theologie und Kirche» (Tüb., 1891 г.-.), «Harvard Theological Review» (Camb. (Mass.), 1908 г.-.). Основными указателями статей и рецензий из западноевропейских богословских журналов являются трёхтомный «Catholic Periodical Index» (N. Y., 1930–1966 гг.), продолжающий его ежегодник «Catholic Periodical and Literature Index» (Haverford (Pa.), 1967 г. -.), «Guide to Social Science and Religion in Periodical Literature» (Flint (Mich.), 1964 г. -.) и «Religion Index One: Periodicals» (Chicago, 1953 г.-.). Наиболее крупная электронная база данных создана Американской ассоциацией богословских библиотек. В XIX в. в православных поместных церквах появились печатные органы церковных учреждений, например, с 1900 г. издавались «Гласник» (Белград) и «Църковен вестник» (София) и духовно-просветительные журналы, в XX в. – общие и специальные богословские. В настоящее время во многих странах издаются сотни православных центральных, епархиальных, монастырских, миссионерских и других духовных журналов.  В XVIII – начале XIX вв. в Западной Европе издавались мистические журналы с отрывками из аскетических, пиетистских, визионерских, масонских сочинений западных писателей. Переводы этих текстов наполняли значительную часть русской духовной литературы, издаваемой гражданским шрифтом в последнюю четверть XVIII в. и первой четверти XIX в. Первые русские религиозные журналы – «Утренний свет» (СПб., 1777–1779 гг.; М., 1779–1780 гг.) и «Вечерняя заря» (М., 1782 г.) Николая Ивановича Новикова, а также «Сионский вестник» (М., 1806, 1817–1818 гг.) Александра Фёдоровича Лабзина – целиком принадлежали к мистическому направлению. К христианским духовным журналам с большим основанием исследователи причисляют «Беседы с Богом, или Размышления в утренние часы на каждый день года» (М., 1787–1789 гг.), которые издавались под редакцией протоиерея Иоанна Харламова и состояли из переводов с немецкого языка книг К.Х. Штурма и И.Ф. Тиде; «Духовный год жизни христианина» (СПб., 1816 г.) и «Вседневное беседование с Богом в утренние часы» (СПб., 1820 г.), также содержавшие исключительно переводные тексты; морализаторский журнал «Друг юношества» (М., 1807–1815 гг.; в 1813–1815 гг. – «Друг юношества и всяких лет»), который издавал Максим Иванович Невзоров. Первым российским богословским журналом и первым изданием, который выпускался в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской духовной семинарии в 1810–1815 гг.), был журнал Санкт-Петербургской духовной семинарии «Христианское чтение», основанный ректором архимандритом Григорием (Постниковым; впоследствии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821–1917 гг.), в 1875–1916 гг. выходил как приложение к журналу «Церковный вестник». В 1820 – начале 1830 гг. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824 г.) и «Радуга» (Ревель, 1832–1833 гг.).

 



 
PR-CY.ru