ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

По мнению исследователей, из Железноборовского монастыря происходит ростовая икона Иакова Железноборовского (третья четверть XVIII в.), в 2008 г. находилась в костромском Богоявленском Анастасиином монастыре. В Буйском краеведческом музее хранятся вериги, по преданию, принадлежавшие преподобному Иакову, которые в 1946 г. были переданы в музей жительницей села Борок. В начале XX в. в книжном собрании Железноборовского монастыря были рукописные книги XVI–XVII вв., в том числе Евангелие 1508 г., переданное в монастырь в 1561 г., при игумене Феогносте, Евангелие 1570 г., Евангелие толковое, переписанное в июне 1596 г., Минея месячная, переписанная в 1536 г., при игумене Нифонте, Ф. Ивановым, а также сохранившиеся до настоящего времени Минея месячная, переписанная 11 июня 1541 г., при игумене Нифонте, дьяком Софронием (Государственный архив Костромской области), и Минея служебная XVI в. (Российский государственный архив древних актов). Синодик монастыря сохранился в списках 1656 и 1760 гг. (Костромской историко-архивный музей-заповедник). В монастыре хранились также старопечатное Евангелие 1605 г., Евангелие начала XVII в., обложенное малиновым полубархатом, Евангелие-апракос, вложенное в обитель в 1689 г., Евангелие (М., 1701 г.), обложенное алым бархатом. Судьба книжного собрания, составлявшего к 1913 г. более 500 книг, исследователям неизвестна. Некоторые рукописи после 1929 г. находились в частных собраниях. В 1919 г. Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами которой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (Государственный архив Костромской области). 16 апреля 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки её члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе заведующего подотделом Н. Орманского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или, по крайней мере, часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Государственный архив Костромской области). Среди братии, проживавшей на территории монастыря, особую известность приобрёл иеромонах Иоасаф (Сазанов; 1879–1931 гг.), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. он был арестован, судим и два года пробыл в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Освободившись, вернулся в Борок. Насельником Железноборовского монастыря был послушник Павел, будущий схиархимандрит Серафим (Борисов; 1906–1994 гг.), чтимый в Костромской епархии пастырь. Окончательному закрытию Железноборовского монастыря предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в селе Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иеромонах Серафим (Гусев), иеромонах Иоасаф (Сазанов), иеромонах Сергий (Моряков) и два монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелигиозных лекций и т.д.

 



 
PR-CY.ru