ЖЁЛТИКОВ (ЖЕЛТИКОВ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Архитектурные особенности Успенского храма известны исследователям по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-августе 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской». По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные». Документы 1630 гг. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарём, рухнувшие камни лежали неубранными до второй половины 1630г. Для поклонения мощам Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня. В 1635–1639 гг. после изыскания необходимых средств и строительных материалов руины были разобраны «до подошвы», и началось строительство нового собора «в вечный помин» по патриарху Филарету (Романову). В эти годы мощи святителя временно находились в церкви во имя преподобных Антония и Феодосия. К 1654 г. новый Успенский собор был построен, 2 июля 1655 г. освящён Тверским архиепископом Лаврентием. Формы собора, по мнению исследователей, во многом повторяли формы старой церкви, на фундаменте которой он был возведён. Согласно описи 1702 г., церковь была «каменная белая, на ней глава деревянная, обита чешуею, крест деревянный, обит белым железом». Такое же завершение имел правый придел во имя Арсения Тверского. В основном пространстве храма находился двухъярусный иконостас, в приделе – пятиярусный. Скромнее выглядел левый придел во имя Нерукотворного образа Спасителя, где находились ветхие царские двери и единственный местный образ «Царь царем», большая часть придела была занята ризницей. В конце XVII – XVIII вв. весь комплекс Жёлтикова монастыря был перестроен в камне. В 1713–1722 гг. на средства тверичей И.Ф. Викторова и И.М. Вагина был возведён новый монументальный пятиглавый с кубическим двухсветным объёмом и трёхчастной апсидой Успенский собор; сохранился придел во имя Арсения Тверского. Небольшие барабаны глав были гранёными, боковые главы заметно приближены к центральной. Редкой особенностью внутренней структуры были два круглых белокаменных столпа, на которые опирались своды и центральный барабан. Таким образом, храм относился к уже выходившему в то время из моды типу столпных соборов, построенных в традициях допетровского зодчества.

 



 
PR-CY.ru