ЖЁЛТИКОВ (ЖЕЛТИКОВ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

С 21 мая 1909 г. настоятелем Жёлтикова монастыря был бывший ректор Тверской духовной семинарии архимандрит Антоний, с 22 ноября 1911 г. – бывший епископ Омский Гавриил (Голосов), с 23 сентября 1916 г. по 17 февраля 1918 г. – бывший епископ Астраханский Филарет (Никольский). В 1615 г. в разорённом поляками Жёлтиковом монастыре остался только архимандрит Иосиф, в 1685 г. в монастыре проживали архимандрит, казначей, два чёрных священника, девять «братов», дьячки; слуги (коровник, конюх, дьячок и стряпчий, при хлебне – три работника); в 1702 г. – архимандрит, келарь, казначей, три чёрных священника, чёрный дьякон, два «крылошанина», восемь старцев, монах; вне монастыря – слуги (скотник, два конюха, повар, часоводец, дьячок и др.); в 1737 г. – архимандрит, пять иеромонахов, два иеродиакона, 18 монахов; слуги (стряпчий, три конюха, повар, хлебник, столяр и др.); в 1764 г. – архимандрит, восемь иеромонахов, шесть иеродиаконов, четыре монаха, белый священник, псаломщик и пономарь, а также 26 служителей (два звонаря, четыре слуги, стряпчий, истопник, печник, два повара и др.); в 1801 г. – архимандрит, пять иеромонахов (в том числе духовник и казначей), иеродиакон, два монаха, семь послушников; в 1829 г. – шесть иеромонахов (в том числе казначей, ризничий и помощник ризничего), три иеродиакона, монах, вдовый священник, дьякон, два послушника; в 1901 г. – архимандрит, девять монахов и 12 послушников. В 1917 г. в Жёлтиковом монастыре положено по штату 17 насельников, реально в обители проживали настоятель (епископ на покое), казначей, семь иеромонахов, три иеродиакона, монах, пять послушников на испытании. В 1654 г. монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сентябре 1656 г. – патриарх Антиохийский Макарий, 11 января 1745 г. – императрица Елизавета Петровна. С 1404 г. в Жёлтиковом монастыре строился и 30 августа 1405 г. был освящён Арсением каменный четырёхстолпный трёхапсидный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (Полное собрание русских летописей, том 11). Храм серьёзно пострадал в 1606/1607 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорён от литовских людей» (Российский государственный архив древних актов). В том же документе упоминается деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с трапезой: по мнению исследователей, речь идёт об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвящённой деревянной церкви во имя святых Антония и Феодосия.

 



 
PR-CY.ru