ЖЁН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ - Страница 2

Большая часть тропарей канона посвящена Распятию и Воскресению Христовым, а жёны-мироносицы и святые Иосиф с Никодимом прославляются лишь в одном – двух тропарях в конце каждой песни канона (согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, этот канон поётся в понедельник после Недели Жён-мироносиц). В Мессинском Типиконе 1131 г., по происхождению из южноитальянской студийской традиции, в Неделю Жён-мироносиц увеличивается количество песнопений, посвящённых жёнам-мироносицам. Так, на вечерне поется пять стихир в их честь. Указания о песнопениях и чтениях утрени близки к указаниям Студийско-Алексиевского Типикона, но каноны утрени – воскресный второго гласа и Недели Жён-мироносиц. На литургии указана шестая песнь канона Недели Жён-мироносиц и вседневные антифоны. Служба на литургии та же, что и по Типикону Великой церкви. В Мессинском Типиконе Неделя Жён-мироносиц обозначена как вторая (то же и в некоторых ранних славянских Триодях). Согласно Типикону Георгия Мтацминдели середины XI в., отражающему студийскую афонскую традицию (которая была близка к южноитальянской), устав богослужения в Неделю Жён-мироносиц тот же, что и по Мессинскому Типикону, но на вечерне и утрене указаны два тропаря (как в Евергетидском Типиконе), и неделя обозначена как третья. Различные редакции Иерусалимского устава, который получил распространение в православной церкви с XIII в. и используется вплоть до настоящего времени, содержат практически одинаковый устав службы в Неделю Жён-мироносиц: совершается обычное воскресное всенощное бдение, соединяются последования Пасхи (канон и стихиры, причём стихиры назначаются только в поздних редакциях Типикона; в частности, в славянском, начиная с издания 1682 г.), воскресное (из Октоиха второго гласа) и Триоди. Последование Триоди включает песнопения в честь праведных Иосифа и Никодима и жён-мироносиц: два цикла по три стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак с икосом, светилен (те же, что и в памятниках студийской эпохи). На этой службе не совпадают номера воскресного Евангелия и евангельской стихиры: на утрене читается третье воскресное Евангелие, но при этом предписано петь вторую стихиру; по мнению исследователей, это связано с упоминанием в ней жён-мироносиц. На литургии прокимен из Пс. 27, аллилуиарий со стихом из Пс. 84, причастны Пасхи и воскресный Пс. 148:1, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой церкви. С Неделей Жён-мироносиц имеет ряд гимнографических параллелей Великая суббота: совпадают тропари, воскресный второго гласа, несколько стихир; по мнению исследователей, в древности этих совпадений могло быть больше – по Студийско-Алексиевскому Типикону в Неделю Жён-мироносиц назначается канон Великой субботы), среди этих песнопений некоторые посвящены жёнам-мироносицам. Но так как этот день в отличие от Недели Жён-мироносиц только предваряет Пасху, тропари приводятся без концовок, в которых прославляется Воскресение.



 
PR-CY.ru