Словарь по христианству Ж ЖЁН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ

ЖЁН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ

ЖЁН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ – в традиции послеиконоборческого византийского богослужения – третье воскресенье после праздника Пасхи (считая само пасхальное воскресенье, т.е. спустя две недели после него), посвящённое воспоминанию Воскресения Христова и тех, кто помимо св. апостолов были свидетелями этого события – жён-мироносиц и святых Иосифа Аримафейского и Никодима. В памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения третье воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима, тогда как память жён-мироносиц празднуется во вторник, накануне этого дня (в цикле неподвижных праздников вторая из этих памятей условно соответствует 25 апреля; первая память также имеет соответствие среди фиксированных дат – 31 августа). В константинопольских памятниках иконоборческой и послеиконоборческой эпох память жён-мироносиц присоединяется к памяти святых Иосифа и Никодима. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. третье воскресенье после Пасхи посвящено памяти праведного Иосифа, св. Никодима, а также Марии Магдалины и других учениц Христовых. На Пс. 50 утрени поются тропари второго гласа; на литургии: прокимен из Пс. 149, Апостол из Деян. (6:1–7), аллилуиарий со стихом из Пс. 131:1–2, Евангелие из Мк. (15:43–16:8), причастен Пс. 32:1. В позднейших памятниках память жён-мироносиц выходит на первое место и встаёт перед именами святых Иосифа и Никодима; тем не менее, основным содержанием песнопений Недели Жён-мироносиц остаётся прославление Воскресения Христова. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше всего отражающему первоначальную студийскую практику, в Неделю Жён-мироносиц соединяются последования воскресное Октоиха и Триоди (песнопения в честь Недели Жён-мироносиц, праведного Иосифа и св. Никодима). Жёнам-мироносицам посвящены две стихиры на вечерней стиховне и одна – на утренней, после стихословия Псалтири на утрене поются седальны, затем степенны второго гласа, прокимен и «Всякое дыхание» второго гласа и четвёртое воскресное Евангелие (Лк. 24:1–12). Поется канон из службы Великой субботы, после шестой песни – кондак Недели Жён-мироносиц второго гласа, после девятой песни – светилен Недели Жён-мироносиц. В качестве тропаря дня на вечерне и утрене поётся «Благообразный Иосиф». На литургии на блаженнах поётся трипеснец (в действительности четверопеснец) Великой субботы, прокимен из Пс. 15, аллилуиарий со стихом из Пс. 84, Апостол и Евангелие – те же, что и по Типикону Великой церкви, причастен не указан. Песнопения в честь жён-мироносиц продолжают исполняться на богослужениях будних дней после Недели Жён-мироносиц. В Триодях и Сборниках студийской традиции (например, в славянском из Исторического музея) в Неделю Жён-мироносиц уже содержится канон второго гласа, сохраняющийся и в современных богослужебных книгах (второго гласа авторства Андрея Критского (согласно греческой Триоди; в славянской Триоди атрибуция отсутствует), без акростиха, ирмос.

 



 
PR-CY.ru