ЖАК ЛЬЕЖСКИЙ - Страница 2

В книге I изложены вводные сведения, необходимые для изучения интервалов: способы рассмотрения мер и пропорций в дисциплинах квадривиума; различные традиционные классификации видов музыки; определения звука, тона, голосоведения, длительности; математические понятия: единица, число и часть числа, пропорции и их состав и свойства, числовые средства (арифметические, геометрические, гармонические) и их сочетания; гармония Пифагора. Книга II посвящена рассмотрению интервалов в связи с монохордом. Здесь излагается классическое учение о консонансе и диссонансе, рассматриваются интервалы (в том числе составные – квинты, октавы, октавы и квинты, двойной октавы), их названия, деление и т.д. При анализе кварты Жак Льежский сравнивает три античных рода (диатонический, хроматический, энармонический) с тремя видами (species), описываемыми средневековыми теоретиками. В заключение приводится полное деление монохорда. В книге III дан числовой анализ пропорций и интервалов и деление последних в связи с пропорциями. Книга IV посвящена разбору консонантных интервалов по ряду параметров (общее и различное, высота и глубина, строй, простая и составная природа, целое и части, интервалы, виды, совершенство и несовершенство, каденция и др.) с опорой на трактаты Боэция, Гвидо Аретинского, Иоанна Аффлигемского (Коттона), Иоанна де Гарландиа, Франко Кёльнского, «Анонимов I» (трактат Жака Льежского?) и II. В книге V преимущественно на основе теорий Боэция и Гвидо Аретинского рассматриваются три рода тетрахордов, их свойства, тетрахорды большой и малой совершенных систем, деление монохорда и различные описания его частей по трём родам, которые сравниваются с тремя гексахордами. На основные положения второй части трактата Жака Льежского повлияли сочинения Гвидо Аретинского и теоретиков его школы; теория многоголосия перекликается с трактатом Франко Кёльнского. Этот текст, по мнению исследователей, представляет собой попытку синтеза традиционной, восходящей ещё к Античности теории и музыкально-певческой практики позднего Средневековья. В книге VI Жак Льежский вновь пишет об использовании монохорда, однако здесь этот инструмент служит для иллюстрации певческого звукоряда в целом и его отдельных участков, представленных как тетрахорды (четыре тона) и гексахорды (шесть тонов). Жак Льежский подробно описывает свойства восьми модусов грегорианского пения и приводит тонарий, где песнопения классифицированы по модальной принадлежности. Описывая в книге VII многоголосное пение, Жак Льежский критикует певчих, исполняющих многоголосие, но не освоивших простого одноголосного пения. Подвергаются осуждению музыканты, использующие слишком сложные ритмические формы. Жак Льежский отдаёт предпочтение простому литургическому пению, основанному на чередовании долгих и кратких длительностей. Исключительную ценность для исследователей представляет описание различных жанров многоголосия, включающее как литургические, так и паралитургические жанры. К наследию Жака Льежского исследователи относят также три сочинения меньшего объёма: «Трактат о музыкальных консонансах», «Трактат об интонировании (церковных) тонов» и «Музыкальный компендиум». Исследователи предполагают, что эти трактаты были написаны в ранний период творчества Жака Льежского.



 
PR-CY.ru