ЖАК ЛЬЕЖСКИЙ

ЖАК ЛЬЕЖСКИЙ, Якоб Льежский (1270–1280 гг. – между 1333 и 1343 гг.) – западноевропейский, как полагают исследователи, франко-фламандский, теоретик музыкального искусства и литургического пения. Жак Льежский известен исследователям как автор наиболее объёмного средневекового латинского трактата по теории музыки «Speculum musicae» («Зерцало музыки»), состоящего из семи глав; начальные буквы глав образуют акростих «Iacobus» (одно время трактат приписывался Иоанну де Мурису). Гипотеза о связи автора с Льежем была выдвинута Генрихом Бесселером, принята публикатором трактата Роже Брагаром и подтверждена Мишелем Югло, который отметил, что определённая часть цитируемых в «Зерцале...» песнопений связана с литургическими традициями Льежа. Йозеф Мария Смитс ван Васберге отождествлял Жака Льежского с Иаковом из Ауденарде, льежским каноником, который преподавал в Парижском университете в 1313 г. Анонимный автор трактата из Беркли (1375 г.) упоминает теоретика по имени Iacobus de Montibus, чьи сочинения близки по тематике к «Зерцалу...» Жака Льежского; обозначение de Montibus исследователи считают указанием на город Монс в графстве Эно (Геннегау; современная Бельгия). Эта гипотеза, ранее уже обсуждавшаяся в литературе, была поддержана изысканиями К. Десмонд, которая нашла упоминания о Жаке Льежском в документах церкви св. Павла в Льеже и уточнила даты его жизни. Большинство авторов, писавших о «Зерцале...», предполагали, что трактат относится к позднему периоду жизни Жака Льежского, отсюда происходит распространённая датировка текста около 1330 г. К. Десмонд датирует текст 1320–1330 гг., считая (на основе ремарок автора и происхождения цитируемых им трактатов и музыкальных сочинений), что Жак Льежский начал работу в Париже и завершил в Льеже. «Зерцало...» – монументальный музыкально-теоретический компендиум, близкий по жанру к схоластической сумме и обобщающий достижения нескольких поколений средневековых теоретиков музыки. Трактат сохранился в трёх рукописях и, как полагают исследователи, был известен преимущественно в университетской среде. Он состоит из двух частей: книги I–V посвящены умозрительной теории (musica speculativa); в книгах VI и VII речь идёт о грегорианском пении и многоголосии (cantus mensuratus) эпохи Ars antiqua. Первая часть сочинена под влиянием Боэция и епископа Гиспальского (Севильского) Исидора, богословские аспекты трактата отражают знакомство Жака Льежского с произведениями как античных авторов (Аристотель) и отцов церкви (Августин Блаженный), так и средневековых теологов (Бонавентура и др.). Среди основных достижений Жака Льежского в первой части «Зерцала...» – развитие учения Боэция о монохорде, согласование этого учения с современной Жаку Льежскому музыкальной теорией, подробный теоретический анализ интервалов и категорий консонантности и диссонантности.

 



 
PR-CY.ru