ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ

ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ, Кумурдоели; Наксадзе Зебеде (Зеведей), сын Науа – архиепископ Кумурдойский (приблизительно в 1519–1528 гг.), святитель Грузинской православной церкви (память в Грузинской церкви 1 мая). Анализ переписанной неким Зебеде рукописи сборника молитв и гомилий позволил К. Шарашидзе на основании редкого имени отцов переписчика и Зосима Кумурдойского считать Зебеде братом Зосима Кумурдойского. Однако более вероятной исследователям представляется точка зрения Е. Метревели, предположившей, что Зебеде – мирское имя самого архиепископа. В рукописи содержится две записи Зебеде: «Переписчику сего, воспитанному Богом, излюбленным и милостивым к нищим, сыну Науа – Зебеде и родителям его да простит Господь, аминь, аминь»; «Переписчику сего Зебеде и родителям его да простит Господь, аминь; и кто с молитвою прочтёт, да простит и его Господь прегрешения, аминь». Архиерейская деятельность Зосима Кумурдойского напрямую связана с предстоятельством католикоса-патриарха Восточной Грузии Василия VI (1517–1528, 1529–1531 гг.): в грамоте верности, выданной Зосимом Кумурдойским католикосу-патриарху, указано: «...Грамоту сию осмелился написать.., когда Вы рукоположили меня в архиерея Кумурдо и я получил из Ваших рук благословение». Завершается документ автографом Зосима Кумурдойского: «Зосиме». Занимая Кумурдойскую кафедру, Зосим Кумурдойский осуществил реставрационные работы в кафедральном соборе Куиурдо, о чём сообщается в строительной надписи у западного входа в церковь, где к имени Зосим добавлен также титул «Кумурдоели». Зосиму Кумурдойскому принадлежит особая роль в решении спора между ГПЦ и католической церковью об обладании иерусалимскими святынями. На рубеже XV и XVI вв. обострилась борьба за право владения Голгофой, в Иерусалим был послан молодой и энергичный дипломат князь Беена Чолокашвили. В записи от 14 сентября, сделанной в Синаксаре Крестового монастыря в Иерусалиме, указано, что «пришёл Зосиме Кумурдоели, сын Науа, и принёс пожертвования свои и патронессы Кристины, бывшей Кетаон, и дочери её Гулкани. В то время франги (католики) отобрали у нас Голгофу, и он выручил её, уплатив 400 флурий (флоринов), – совершил великое дело, и за это на его имя одну вечную лампаду подвесили на Голгофе и одну – у Креста (в церкви Крестового монастыря). Кто упразднит их, да стёрта будет душа его Господом из Царствия Небесного». Очевидно, что денежный вклад Зосима Кумурдойского сыграл решающую роль в исходе спора: в 1512 г. князь Беена окончательно «волею Божией… изгнал франгов с Голгофы», в 1514 г. им же был возвращён ГПЦ храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Зосим Кумурдойский упомянут также в сборнике произведений Псевдо-Макария: «Святой подвижник, непобедимый мученик Феодор, помилуй меня, нищего душою, многогрешного Зосиме Кумурдоели, и в этой жизни, и в будущей утверди, аминь». По постановлению Священного Синода ГПЦ от 17 октября 2002 г. Зосим Кумурдойский был причислен к лику святых.

 
PR-CY.ru