ЗЕДЛЬМАЙР Ханс - Страница 2

Продолжение темы современного искусства как формы духовной патологии и социального радикализма – «Революция современного искусства» (1955 г.; русский перевод см. там же), а также сборник «Смерть света» (1964 г.; русский перевод см. там же) с его попыткой религиозно-экзистенциального истолкования художественных явлений современной эпохи (присутствуют темы демонизма современной цивилизации, возврата к архаическому язычеству и т.д.). Книга «Возникновение собора» (1950 г.) – пример применения новейших теоретических концепций (иконологическая герменевтика архитектуры) к материалу готического искусства (идея иконности как готического собора, так и христианского храма как такового). Методологические эссе Ханса Зедльмайра опубликованы в сборнике «Искусство и истина» (1958 г.). Посмертно опубликованы воспоминания детства «Золотой век» (1986 г.). В «Утрате середины» Ханс Зедльмайр намечает особую (духовно-историческую) периодизацию западной культуры начиная со Средних веков. Первая эпоха – «Бог как Господь» (дороманский и романский периоды, 550–1140 гг.). Цель искусства – богослужение. В западнохристианской культуре светский, имперский «полюс» включён в церковное искусство, тогда как в Византии они противопоставляются друг другу. Вторая эпоха – Бог, прежде всего, как Богочеловек (готика, 1140–1470 гг.). Бог становится ближе человеку, любовь является господствующим импульсом нового благочестия, церковное здание – это зримый образ Неба. Сверхчувственное воспринимается в чувственных обличьях и посредством фантазии, ориентированной на чувства. Богочеловек предстаёт не только в своём величии, но в униженности, заброшенности, вызывающей жалость. Третья эпоха – Богочеловек и «божественный человек» (Ренессанс и барокко, 1470–1760 гг.). На Иисуса Христа взирают, в первую очередь, как на Восставшего из мёртвых, Победителя смерти. Небо и земля «плотно срастаются друг с другом», доминируют росписи куполов и сводов, мотивы триумфа. Мир – арена героических деяний «божественного человека», театр, но за победным оптимизмом и энтузиазмом скрываются трагизм и скорбь. Четвёртая эпоха – современность (с 1760 г. по настоящее время), и «автономный человек» стоит «под знаком разрыва между Богом и человеком, под знаком подмены тринитарного Бога новыми богами и божками» (природой, разумом, искусством, машиной, хаосом). Но остаётся надежда, поскольку Господь ещё не взошёл на Престол уготованный. Для Ханса Зедльмайра характерно сочетание подчёркнутого католического традиционализма на идейном уровне и предельного новаторства на теоретическом и методологическом уровне, что порой вводило в заблуждение его многочисленных оппонентов. Тем не менее, современное искусствознание обязано именно Хансу Зедльмайру усвоением многих важнейших идей философского и религиозного порядка, понятых как инструмент не только познавательной аналитики, но и христианской культурно-нравственной проповеди на материале истории искусства. Творчество Ханса Зедльмайра отличается интересом к наследию русской религиозной мысли, к творчеству Фёдора Михайловича, Владимира Сергеевича Соловьёва, Николая Александровича Бердяева, Вячеслав Ивановича Иванова, Фёдора Августовича Степуна и др. Влияние на Ханса Зедльмайра оказали идеи Владимира Васильевича Вейдле, с которым его связывала продолжительная дружба.



 
PR-CY.ru