ЗЕДЛЬМАЙР Ханс

ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896–1984 гг.) – австрийский религиозный философ, историк искусства, представитель так называемой венской школы искусствознания. После окончания Первой мировой войны (воевал на Восточном фронте) сначала изучал архитектуру в Высшей технической школе (1918–1920 гг.), затем историю искусства в Венском университете, где его учителем был Макс Дворжак. После смерти М. Дворжака стал учеником его преемника Юлиуса фон Шлоссера, под его руководством защитил диссертацию (1925 г.), посвящённую австрийскому барочному архитектору XVIII в. Иоганну Бернхарду Фишеру фон Эрлаху. В 1929 г. подготовил вместе с К. Свободой сборник статей австрийского историка искусства Алоиза Ригля и в предисловии к нему («Квинтэссенция учения Ригля») впервые обосновал структуралистский подход в науке об искусстве, попытавшись соединить достижения гештальтпсихологии и феноменологии. В 1830 гг. продолжил исследования по истории архитектуры (книги о Франческо Борромини, об австрийской барочной архитектуре) и в 1936 г. сменил Ю. фон Шлоссера в заведовании кафедрой истории искусства Венского университета (до 1945 г.). В начале 1930 гг. увлёкся идеями национал-социализма, но вскоре разочаровался в них и после недолгого членства покинул ряды НСДАП (запрещённой тогда в Австрии). После аншлюса попал в число неблагонадёжных и, несмотря на профессорскую должность в университете и членство в Австрийской Академии Наук, был призван в действующую армию на Восточный фронт (1942–1943 гг.). Демобилизовавшись по причине болезни, вернулся к преподаванию, но в 1945 г. был уволен по закону о «денацификации» как бывший член нацистской партии, его статьи и книги было запрещено публиковать (тем не менее, продолжал печататься под псевдонимами). В 1951 г. получил приглашение в Мюнхенский университет и занял там должность заведующего кафедрой истории искусства (одним из его предшественников в этой должности был Генрих Вёльфлин). С 1964 г. Ханс Зедльмайр был на той же должности в университете Зальцбурга, где активно занимался сохранением культурных ценностей. Главные его сочинения относятся к послевоенному времени. Основное из них – «Утрата середины» (1948 г.; русский перевод в сборнике «Утрата середины». М., 2008 г.) – своеобразный трактат-диагноз на тему религиозного кризиса европейской культуры Нового времени, понятого как «смертельный недуг» (выражение Сёрена Кьеркегора), причины которого – кризис веры и утрата человеком ответственности перед Богом и миром. Образ «середины» предполагает смысл как антропологически-космологический (срединное в мироздании положение человека как образа Божия), так и сугубо христологически-онтологический (Иисус Христос как «точка схода» жизненных перспектив человека, культуры, истории и эсхатологии).

 



 
PR-CY.ru