«ЗЛАТОУСТ» - Страница 4

«Златоуст» годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части со «Златоустом» постным и «Златоустом» пятидесятным. В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., например: Российская государственная библиотека, Исторический музей, Российская национальная библиотека). Ряд Слов, читающихся в пространном виде «Златоуста» годового после Недели всех святых, повторяют Слова, которые читаются в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу первой седмицы поста, на субботу второй седмицы поста, на среду и четверг третьей седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых. В некоторых списках «Златоуста» годового есть Слова на 34–44-е воскресенья после Недели всех святых, что фактически выходит за рамки годичного круга (см., например, списки Библиотеки Академии Наук). Редкая разновидность «Златоуста» годового представлена списком Исторического музея, который часто привлекался исследователями и служил основанием для суждений о составе «Златоуста». В то же время в нём много индивидуальных, лишь ему принадлежащих статей, только в нём, например, помещены Слова на все дни Светлой седмицы. В списках «Златоуста» годового XVI–XVII вв. среди дополнительных статей встречаются произведения Кирилла Туровского: Слово в Неделю цветоносную, Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр Господень». В «Златоуст» особого состава входит ряд других Слов Кирилла. «Златоуст» был популярен у старообрядцев, которые неоднократно издавали годовой «Златоуст» в конце XVIII – начале XIX вв. («Книга, глаголемая Златоуст, в нейже всяко ухищрение Божественаго Писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы»). Текст в почаевском издании, в основном, сходен с традиционным «Златоустом» годовым до Недели всех святых, далее состав печатного «Златоуста» существенно расходится с рукописным. В Словах на воскресенья 26–34-й седмиц после Недели всех святых почаевское издание сходно с виленскими, но отличается от супрасльского. В последующих изданиях «Златоуста», выходивших до начала XX в. включительно, были заменены сравнительно с изданием 1795 г. отдельные Слова. К 1910 г. в Москве было выпущено девять единоверческих изданий «Златоуста». По мнению Андрея Владимировича Вознесенского, наибольшее влияние на старообрядческую и единоверческую традиции печатных «Златоустов» оказало супрасльское издание. Научная публикация сборника отсутствует.



 
PR-CY.ru