«ЗЛАТОУСТ» - Страница 2

Содержатся в «Златоусте» статьи о поведении в храме, сказания о мироустройстве: «о твари небесной», «о небесных силах, и чего ради создан человек на земли», сведения о Вселенских соборах и т.д. Эти сочинения встречаются среди статей на евангельские темы, но, в основном, они составляют вторую часть «Златоуста» годового – от Пятидесятницы до приготовительных недель к Великому посту. По свидетельству Александра Семёновича Архангельского, многие из данных текстов являются поздними добавлениями к прототипу и были извлечены из древнерусского сборника «Измарагд». По мнению исследователей, Слова «Златоуста» просты, обычно лишены риторической украшенности, невелики по объёму: задача назидания определяет манеру изложения. Несмотря на то что в «Златоуст» вошли Слова и поучения византийских и болгарских авторов, исследователи единодушны во мнении, что «Златоуст» в традиционной форме был составлен на Руси. Относительно происхождения прототипа сборника и времени его окончательного оформления единого мнения нет. Алексей Иванович Соболевский связывал появление «Златоуста» и других четьих сборников постоянного состава с заменой в русском богослужении Студийского устава Иерусалимским, начавшейся в конце XIV в. Александр Сергеевич Орлов, опираясь на работы протоиерея Александра Васильевича Горского и Евгения Вячеславовича Петухова, предлагал считать литературным ядром, из которого образовался «Златоуст», собрание южнославянских дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до пятой недели поста включительно. Шесть редакций «Златоуста», которые выделял А.С. Орлов, отражают, по его мнению, процесс постепенного складывания сборника в XIV–XVII вв. Татьяна Владимировна Черторицкая высказала мысль, что «Златоуст» формировался в конце XV – начале XVI вв. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить рукопись Российской государственной библиотеки) за счёт увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года. В основе общего прототипа «Златоуста» и триодных «Торжественников», как доказала Т.В. Черторицкая, лежит группа переводных византийских эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными славянскими сочинениями – Словами Климента Охридского, Серапиона Владимирского, других славянских авторов.

 



 
PR-CY.ru