«ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») - Страница 3

Из сборников с названием «Златая цепь», возникших на древнерусской почве (в южнославянской традиции не зафиксированы), в настоящее время известны два типа, которые, за исключением заглавия, не обнаруживают между собой заметного генетического либо типологического сходства. Первый тип («Златая цепь»-1) представляет собой сборник кратких поучений, в начальной части без календарной приуроченности (в известном смысле близкий к «Измарагду» и к не имеющему собственного названия новгородскому учительному сборнику середины XIV в. – Исторический музей), а в заключительной части (Слова 42–52) приуроченный к триодному циклу (что даёт исследователям основание рассматривать эти Слова в качестве варианта триодного «Торжественника»). «Златая цепь»-1 известна исследователям в двух полных списках: Российской государственной библиотеки (конец XIV – начало XV вв.) и Новгородского музея-заповедника (XVI в.), несколько отличающихся друг от друга расположением и количеством статей (соответственно 52 и 46). Исследователям известен ряд выписок в сборниках XVI–XVII вв. и в позднейших старообрядческих с заглавием «От Златой цепи (чепи)» (Исторический музей, первая треть XVII в.; Российская государственная библиотека, XVII в.; Российская национальная библиотека, середина XVII в., и др.); старшая в сборнике середины XVI в. (Государственный архив Ярославской области) включает начальные Слова «Златой цепи»-1. Нижняя граница времени создания «Златой цепи»-1 определяется наличием в её составе сочинений русских авторов второй половины XIII в. – Сарайского епископа Матфея и Владимирского епископа Серапиона. Особенностью «Златой цепи»-1 как учительного сборника исследователи считают большое число славянских и собственно русских сочинений: авторских (Космы Пресвитера, Туровского епископа Кирилла), анонимных; они, как полагают исследователи, имеют русское происхождение и принадлежат, по их мнению, Феодосию Печерскому («Слово святых отец о пьянстве»), митрополиту Кириллу II или Ростовскому епископу Кириллу («Слово и поучение к попам»), псевдоэпиграфических (в частности, «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»), а также апокрифов. Гораздо более широкое распространение в русской книжности XV–XIX вв. получил другой сборник с тем же названием («Златая цепь»-2), представленный десятками списков, которые исследователи условно делят на три группы; внутри групп выявлены разные тексты, не вполне точно называемые редакциями. «Златая цепь»-2 включает большое число статей, как правило, малого объёма: богословского (в том числе «естественнонаучного», преимущественно космологического), догматического и полемического (антилатинского), канонического (и псевдоканонического), а также учительного (зачастую в вопросо-ответной форме) содержания; ряд входящих в него текстов носит апокрифический характер.

 



 
PR-CY.ru