«ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ»)

«ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») – название нескольких древнерусских некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в которые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, Жития святых. В «Златой цепи» содержатся произведения византийских авторов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Константинопольского патриарха Геннадия I; труды славянских книжников: Климента Охридского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также Козьмы Пресвитера и др., анонимные сочинения. Большая часть поучений, входящих в «Златую цепь», посвящена истолкованию богослужения и устава: «Слово откровеньи святого отца нашего Григория Богослова о святой службе истолковано», «Воображение о церкви», «Слово святого Василия, толкование ученического чина, что есть иерей и по коему желанию глаголет священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихирь его», «Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи, и о Филиппове» и др. Многие поучения посвящены церковным праздникам: «Слово о Воскресении Господни и о Светлой недели», «Слово святого Иоанна Златоустого на Благовещение архангела Гавриила святой Преславной Богородице», «В Неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого», «Слово на Вербницы великого Антиоха Ерусалимского» и др. Некоторые Слова имеют катехизический характер: «Поучение правыя веры душеполезно», «Слово о Ветсем Законе и о Новем» и др. Ряд статей посвящён посту, молитве и иным христианским добродетелям, в других поучениях осуждаются пороки («Слово святых отец о пьянстве», «Слово некоего старца о подвизе душевнем и пьянстве», «Слово святого Ефрема о мирстей суете» и др.), в том числе пороки духовенства («Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»). Большое число статей посвящено взаимоотношениям внутри христианского общества (Слова «о соседе», «о монастырех», «о епископе», «о попех», «о князех», «о друзех», «о челяди», «о волхвах», «о тайне», «о рабех» и др.). Наиболее широко распространённый тип «Златой цепи» («Златая цепь»-2) имеет немало общих статей с другими древнерусскими сборниками: «Изборником Святослава» 1073 г. (105 статей), «Изборником» 1076 г. (14 статей), «Прологом» (75 статей), «Измарагдом» (45 статей), «Цветником». Учёные занимались исследованием «Златой цепи» в связи с изучением «Торжественника», индексов отречённых книг, «Домостроя». Своё происхождение «Златая цепь» ведёт, по мнению учёных, от подобных памятников византийской литературы, которые, впрочем, не сохранились. Название «Златая цепь» (в наиболее ранних текстах – «Златая чепь», согласно особенностям севернорусского произношения) генетически родственно лат. «catena aurea».

 



 
PR-CY.ru