ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ - Страница 11

В редакции римской мессы («Литургия святого Григория») наиболее важным изменением стала замена молитвы «Supplices te rogamus omnipotens Deus» отредактированной эпиклезой анафоры Златоуста. В соответствии с замечаниями об американской «Книге общих молитв» Синода РПЦ (1904 г.) значительной редакции подвергся англиканский чин причащения, получивший наименование «Литургия святого Тихона» в память об участии святителя в решении вопроса о православного использовании англиканских обрядов. В англиканский чин были внесены из римского обряда Introitus, Confiteor, Gloria in excelsis Deo, Graduale, Agnus Dei и др. В эпиклезу англиканского чина добавлены призывание Святтого Духа и указание на преложение Даров: «И мы смиреннейше молим Тебя, милосердный Отец, услышь нас и снизойди от Твоей всемогущей благости, дабы ниспослать Духа Твоего Святого на эти Дары Твои, тварные хлеб и вино, чтобы они могли быть претворены в Тело и Кровь Твоего возлюбленнейшего Сына. Даруй нам, чтобы, приобщившись их, следуя святому установлению Сына Твоего, Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание Его смерти и страсти, мы могли стать причастниками Его святейшего Тела и Крови». В чины литургий по требованию Антиохийского патриарха Игнатия IV перед причащением мирян внесена молитва «I believe, O Lord, and I confess» византийского обряда. Причащение преподаётся мирянам под двумя видами, как совместно, так и раздельно. Литургии совершаются на квасном хлебе, который, как правило, делается в форме гостий. В приходах сохраняется западный календарный стиль (кроме празднования Пасхи), крестное знамение принято в его западной форме. Таинства совершаются по западным обрядам, чинопоследование крещения объединено с чинами и молитвами миропомазания (конфирмации) и «первого Причастия» из римского Ритуала. Несмотря на разрешение некоторыми поместными православными церквами создания западных обрядов православных общин, вопрос о допустимости богослужебного употребления западных обрядов в православной церкви остаётся открытым. Ряд православных богословов и литургистов, в том числе Николай Дмитриевич Успенский, высказывали критику относительно служения западных обрядов по реконструированным чинам, которое приводит к их отрыву от существующих богослужебных традиций. Диоклийский епископ Каллист (Уэр), протопресвитер А.Д. Шмеман и др. указывали на то, что древние западные обряды, сложившиеся в Западной церкви до разделения церквей, претерпели существенные изменения в ходе их дальнейшего развития, тем самым простое удаление Filioque или добавление эпиклезы в евхаристический канон ещё не делают западные обряды полностью соответствующими православному вероучению. Помимо того, епископ Каллист (Уэр) отмечал, что существование западных обрядов православных общин приводит к частым расколам и ещё большему разобщению верующих внутри православной диаспоры.



 
PR-CY.ru