ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ

ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ – существующие в ряде поместных православных церквей приходы и монастыри, в которых при богослужении используются редактированные чинопоследования римского (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англиканами «Книга общих молитв». Другое, не вполне корректное, по мнению исследователей, общее наименование традиций и идеологии Западных обрядов православных общин – Западное православие (англ. Western Orthodoxy; нем. Westliche Orthodoxie; франц. Orthodoxie Occidentale) – в настоящее время используется для обозначения любого православного служения западных обрядов, в том числе немногочисленных случаев латинского богослужения на православном Востоке после 1054 г., например, в существовавшем до XIII в. на Афоне бенедиктинском монастыре амальфитанцев. Проблема богослужебного использования западных литургических чинов в православной церкви после разделения церквей впервые была затронута в XVIII в. в связи с развитием англикано-православных связей. В 1716 г. шесть англиканских епископов из числа так называемых нонджуреров (неприсягнувших, т.е. отказавшихся признать королём Англии Вильгельма III Оранского и вследствие этого низложенных с кафедр) передали Фиваидскому епископу Арсению проект воссоединения с православной церковью, где предусматривалось сохранение ими богослужения по древним англиканским чинам в той форме, которая будет одобрена православными патриархами. Вместе с тем в проекте соглашения были обозначены пункты расхождения епископов-нонджуреров с православием (в том числе отрицание авторитета Вселенских соборов, почитания Пресвятой Богородицы, святых и икон). В 1718 г. Константинопольский собор с участием Константинопольского патриарха Иеремии III, Александрийского патриарха Самуила и Иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары рассмотрел проект и составил послание, где в качестве обязательного условия для воссоединения с православием выдвигалось вероучительное единство. Относительно служения «английской литургии» в послании указывалось на неизвестность её чина и выражалось сомнение в необходимости иметь иные литургии, кроме принятых Восточной церковью, но допускалось, что если её чин не противоречит православной вере, то после изучения и исправления он будет одобрен для служения. В соборном послании англиканским епископам 1723 г. Константинопольский патриарх Иеремия, Антиохийский патриарх Афанасий III Даббас и Иерусалимский патриарх Хрисанф подтвердили отказ от воссоединения с ними при сохранении различий в вероучении, но признали, что после достижения единства в вере вопрос об обрядах будет легко решён, т.к. «из церковных исторических книг известно, что некоторые обычаи и чиноположения в различных местах и церквах были и бывают изменяемы».

 



 
PR-CY.ru