«ЗВЕЗДА ПРЕСВЕТЛАЯ», икона - Страница 3

У подножия престола представлены коленопреклонённые святые: слева – апостол Иаков, брат Господень, мученик Кондрат (соимённый вероятному вкладчику собора Кондрату Ильину, протопопу «Успенского Большого собора, что на Москве»), апостол Иоанн Богослов, справа – апостол Симеон, епископ Иерусалимский, праведные Иоаким и Анна. В «Описи памятников церковных древностей» 1904 г. икона называется «Божия Матерь, Корень Девства». Исторически зафиксированным названием иконы стал текст молитвы Богородице из канона монаха Феостирикта, помещённого на ленте на позёме: «О Дево, Госпоже, Мати Господа моего, Творца всех, Ты – Корень девству и Неувядаемый цвет чистоты, Небесным чином радование и человеческому роду Благословенная Помощнице, Моли Сына Своего о спасении всех христиан». Связь между историческим названием и иконографией исследователи не прослеживаются. Известны изображения (например, гравюра первой половины XVIII в. (?) из собрания Адама Васильевича Олсуфьева – Российская национальная библиотека. Собрание А.В. Олсуфьева), где представлен образ Богоматери иной иконографии, чем на балахнинской иконе, но с текстом той же молитвы. По мнению исследователей, это может свидетельствовать об определённой распространённости текста и отсутствии его прямой связи с иконографией. Сходство балахнинской и муромской икон исследователи считают несомненным. Создатель балахнинской иконы, по их мнению, также имел перед собой западный образец, восходящий к иллюстрациям розария. На это указывают центрическая композиция с клеймами, расположенными наподобие венка вокруг Богородицы, их количество, деление на три части, характерное сияние. Однако исследователи отмечают, что икона из Балахны сложнее по составу и приближена к традиционной православной иконографии. Иконописец несколько изменил состав сцен, изобразив в отдельных клеймах по два сюжета. Завершение сюжетного цикла композицией на тему Страшного Суда, не соответствующее канону розария, находит аналогию в «Розарии» Альберто ди Кастелло. В основе иллюстраций, начинающих каждый из трёх разделов книги, – мотив цветка с пятью крупными и пятью мелкими лепестками, в центре которого венок с образом Богоматери в разных иконографических типах, в том числе в царском венце на престоле в сиянии из языков «пламени». Среди иллюстраций – Богоматерь в венце из 12 звёзд на полумесяце в сиянии, т.е. «жена, облечённая в солнце» (Откр. 12:1). В конце «Розария» помещены тексты и иллюстрации, представляющие завершение истории домостроительства спасения: слава праведников, обновление мира и наступление жизни будущего века, что близко к третьей части сюжетного цикла иконы из Балахны. Таким образом, католическое изображение «Мадонна с чётками» в русских иконах получило отражение как минимум в двух одновременно написанных, несколько различающихся по иконографии образах, один из которых известен под названием «Звезда Пресветлая».



 
PR-CY.ru