ЗАХАРИИ РИТОРА ХРОНИКА - Страница 2

Дата составления хроники Захарии Ритора приводится в книге 1 по сирийской эре: 880 г. (569 г. н.э.). Отдельные части этой хроники были написаны в 555 г. и в 561 г.; изложение событий во время правления императора Юстиниана было сделано при жизни императора (до 565 г.). Письмо епископа Бет-Аршамского Симеона об истории Химьяритских мучеников включено в хронику Захарии Ритора в том же виде, что и в «Церковной истории» Иоанна Эфесского (завершена после 585 г.). По мнению исследователей, время написания обоих произведений указывает на то, что именно Иоанн Эфесский заимствовал письмо у автора хроники Захарии Ритора, а не наоборот. Другие схожие фрагменты обоих сочинений, как полагают исследователи, были написаны независимо друг от друга. О личности автора сведения немногочисленны. В книге 7 автор говорит о своём знакомстве с участником военных действий между Византией и Персией под Амидой (ныне Диярбакыр, Восточная Турция) в 503 г. В книге 9 автор упоминает, что знает человека, бежавшего из готской Италии в Константинополь (т.е. до 536 г.). Впрочем, исследователи в обоих случаях не могут сказать, является ли это ремаркой автора хроники Захарии Ритора или скопировано им из какого-либо источника. Кроме того, однажды, сообщая о событии, которое произошло в Амиде, автор употребляет местоимённое наречие «здесь» – вероятно, он жил в Амиде. Также на связь с Амидой указывают другие фрагменты. Хроника Захарии Ритора открывается вводной главой с изложением общего плана сочинения. В книге 1 после вводной главы приводятся дискуссия о хронологии книги Бытие, история Иосифа и Асенефы, Житие папы Римского Сильвестра и рассказ об обретении пресвитером Лукианом мощей святых Стефана, Гамалиила и Никодима. Завершается она рассказом о двух ранних сирийских писателях. Книга 2 содержит Житие семи спящих Эфесских отроков, а затем последовательно излагаются церковно-исторические события с Константинопольского собора 448 г. К концу книги 9 изложение доведено до освобождения Рима от готов в 536 г. Книги 2–6 практически полностью посвящены церковным делам, в книгах 7–9 содержится много сведений из светской истории. От книги 10, в которой рассказывалось о событиях 537–548 гг., сохранилось лишь содержание глав, а также некоторые фрагменты текста, отчасти восстанавливаемые на основе сочинений Михаила Сирийца, Григория Бар Эвройо и Иакова Эдесского. Книга 11 утрачена полностью; от книги 12 остался фрагмент, повествующий о событиях 553–556 гг. На этом сохранившаяся часть хроники Захарии Ритора завершается, хотя само сочинение, как следует из введения, было доведено до 569 г.



 
PR-CY.ru