ЗАХАРИЯ - Страница 8

Именование этой композиции «Зачатие св. Иоанна Предтечи», несмотря на то что её изображение как «Встреча Захарии и Елисаветы» известно с XV в., по мнению исследователей, продиктовано традицией восприятия благовестия как образа зачатия пророка. На пелене «Рождество Богоматери, с житием Богоматери» из Воскресенского собора Волоколамска (мастерская княгини Анны Шуйской, 1510 г., Третьяковская галерея), в сцене, редкой по сюжету, «Моление Захарии о будущей участи двенадцатилетней Марии» (клеймо 10) первосвященник изображён перед престолом коленопреклонённым. В расширенных композициях «Рождество Христово» на русских иконах показано клеймо «Убиение Захарии», например, на иконе из собрания Ильи Семёновича Остроухова (конец XVI в., Третьяковская галерея), на иконе круга Гурия Никитина (Кострома, около 1687 г., Костромской историко-архитектурный музей-заповедник), и др. В Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730–1733 гг.) описание облика Захарии приведено в разделе «Святые пророки…», о нём сказано: «…Старец с длинною бородою в священнической одежде». В сборнике изображения Захарии упоминаются также в сюжетах, входящих в циклы «Как изображаются праздники Богородичные» и «Чудеса Предтечи»: «Введение Богородицы во храм» – «В глубине храма в дверях с тремя ступенями стоит пророк Захария в иерейской одежде, протянув руки к Пресвятой Марии…», «Благовестие Захарии»; «Иосиф принимает Богородицу из храма» – «Внутри храма стоит пророк Захария благословляющия. Позади его некоторые иереи указывают друг другу на Пресвятую Марию, а пред ним Иосиф…»; «Благовестие Захарии» – «В храме пред жертвенником стоит Захария и держит в правой руке кадильницу, а левую поднял кверху и смотрит на небо. Выше жертвенника парит архангел Гавриил, держа хартию со словами: не бойся, Захарие, зане услышана бысть молитва твоя. Вне храма молятся многие евреи – мужи и жёны»; «Рождество Предтечи» – о Захарии сказано, что он при постели праведной Елисаветы «сидит и пишет на хартии: Иоанн будет имя ему». В русском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) по списку Георгия Дмитриевича Филимонова под 5 сентября облик Захарии описан подробно: «Подобием стар, сед, власы главныя долги, а косы по плечам, аки авраамовы, брада до пояса длина, на конце мало раздвоилася, узка, на главе шапка червлена, заломы белые, риза верхняя киноварь, а по ней плащи златые, в двунадесяти местах, средняя риза лазорь, трития риза исподняя бакан светлый. Инде пишется: риза на нём греческая, на главе митра двоерогая по Ветхому закону…»; под 23 сентября, в празднование Зачатия Иоанна Предтечи, сказано: «…Во святилище Захария… с кадилом у престола, служит святую службу, против его стоит архангел Гавриил смиренно, в руке держит скипетр, а Захария молебно к престолу держит руки, над ними по херувиму киноварь, за Захарию стоят старцы по ветхому закону…»; под 24 июня, в празднование Рождества Иоанна Предтечи, Захария упоминается так: «…Сидит мало поодаль одра (Елисаветы), подобием стар, брада долга, в руках дщица, а на ней пишет “Иоанн да будет имя ему”».



 
PR-CY.ru