ЗАХАРИЯ - Страница 7

В Минологий Василия II (Константинополь, 976–1025 гг.) включены миниатюры «Убиение Захарии», «Благовестие праведного Захарии», «Обретение мощей». Отдельная миниатюра «Захария перед народом» иллюстрирует рукопись «De Virginitate Beatae Mariae» (около 1090 – 1100 гг.) святителя Ильдефонса, архиепископа города Толет (ныне Толедо). Протоевангельские Богородичные циклы, включающие сюжеты с изображением Захарии, разной полноты и сохранности, известны в росписях многих храмов: собора Святой Софии Киевской (1040 гг.; в этот цикл входит сцена «Вручение Марии багрянца и пурпура», однако «Протоевангелие Иакова» содержит оговорку, что в связи с немотой драгоценные материалы для церковной завесы Деве Марии вручал не Захария, а первосвященник с именем Симеон); новгородского храма Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125 г.); собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове; монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, около 1316 – 1321 гг., и др. Первая по последовательности изложения композиция с изображением Захарии – это «Введение Богородицы во храм»: первосвященник, склонившись к маленькой Марии, встречает Её перед (или под) киворием храма. В иллюминированных рукописях один из ранних примеров представлен миниатюрой в Минологии императора Василия II (Константинополь, 976–1025 гг.). Однако развитая схема этой композиции, предваряющей сцены детства Христа, встречается уже в росписи каппадокийских храмов, например, в церкви Кызылчукур в Гёреме (рубеж IX и X вв.). Эта сцена широко представлена в ряде памятников монументальной живописи XI–XII вв., например, на северной стене церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199 г., фрески не сохранились) в паре со сценой «Сретение Господне»; в кипрских церквах Асину (Панагии Форвиотиссы), близ Никитари (1105/1106 г.), Панагии Аракос, близ Лагудеры (1192 г.). В настенных минологиях наряду с единоличными изображениями есть сцены «Благовестие Захарии» (церковь св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия, 1561 г.) и «Убиение Захарии» (церковь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия, около 1320 г.; церковь Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия, 1348–1350 гг.); на русской минейной иконе на июнь из комплекса миней московского происхождения (конец XVI в., Костромской музей-заповедник) в день празднования Рождества Иоанна Предтечи Захария изображён сидящим на ступенях у ложа Елисаветы и пишущим на табличке имя Иоанн. В русской иконописи как отдельное изображение встречается «Зачатие св. Иоанна Предтечи», где Захария и Елисавета приникают друг к дугу (например, храмовая икона из церкви деревни Новокотово Тверской области (Новгород, вторая половина – конец XV в., Музей Андрея Рублёва); двухсторонняя выносная икона «Знамение. Зачатие св. Иоанна Предтечи», Новгород, вторая половина XVI в., Третьяковская галерея). Как отдельная сцена на новгородской двухсторонней иконе-таблетке «Рождество Христово. Зачатие св. Иоанна Предтечи и великомученица Евфимия Всехвальная» (первая половина XVI в., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии) представлено явление архангела Гавриила Захарии: на фоне белокаменного храма, увенчанного четырьмя куполами с крестами в навершиях, у престола слева стоит, склонившись, Захария, в епитрахили; справа у престола – архангел Гавриил; позади Захари – три жреца.

 



 
PR-CY.ru