ЗАХАРИЯ - Страница 4

На литургии прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой церкви, аллилуиарий тот же, что и в Евергетидском Типиконе, причастен Пс. 32:1. В афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в грузинской переводе (Типикон Георгия Мтацминдели) на литургии 5 сентября прокимен, Апостол и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой церкви, аллилуиарий со стихом из Пс. 91, причастен Пс. 32:1. В иерусалимских Типиконах разных редакций, начиная от ранних и вплоть до нынешних, устав службы 5 сентября практически не менялся, сохраняя сходство со студийскими Типиконами. На «Господи, воззвах» стихиры Захарии поются на 6, канон на утрене также на 6. Таким образом, Захария относится к «святым, поемым на 6». В XVI в. в русских списках иерусалимских Типиконов начинают регулярно ставить красный знак трёх точек в полукруге, обозначающий малый праздник; начиная с первого московского издания Типикона 1610 г., 5 сентября ставится чёрный знак, означающий «святого, поемого на 6». На литургии прокимен, Евангелие и причастен те же, что и в Типиконе Великой церкви, аллилуиарий, как в Евергетидском Типиконе, Апостол Евр. 6:13–20. В греческих Типиконах сохраняется то же последование, однако в Минеях количество песнопений Захарии увеличилось – добавлены стихиры на стиховне вечерни, славник на стиховне утрени исчезает. В Типиконе монастыря преподобного Дионисия 5 сентября указываются стихиры Захарии на стиховне вечерни, они же повторяются на утрене на хвалитех, после чего поётся великое славословие. В Типиконе протопсалта Константина (Константинополь, 1851 г., Венеция, 1869 г.) содержится краткая глава о совпадении 5 сентября с воскресным днём, отражающая ту же традицию празднования Захарии с пением великого славословия (на хвалитех указано пение стихир Захарии). В русских Минеях, начиная с московского издания 1724 г., печатается также вторая служба в честь Захарии и Елисаветы для торжественного совершения памяти Елисаветы (ради тезоименитства дочери императора Петра I), число песнопений Захарии остаётся неизменным. Последование Захарии, содержащееся в современных славянских богослужебных книгах, включает тропарь четвёртого гласа, кондак третьего гласа, на подобен «Дева днесь», канон первого гласа авторства Феофана с акростихом «Предтечи родителю рукоплещу премудрому архиерею» (в славянских Минеях отсутствует), ирмос, цикл из трёх стихир-подобнов; три стихиры-самогласна; седален; светилен. По рукописям исследователям известны песнопения Захарии, не вошедшие в современные богослужебные книги: кондак шестого гласа, дополнительные икосы. Захария изображается старцем с седыми, длинными, мягко вьющимися волосами, со слегка вьющейся средней длины бородой, сужающейся книзу. Его отличительной чертой являются одежды первосвященника, которые изображали с достаточной степенью подробности: ефод, нагрудник с закреплёнными на нём 12 драгоценными камнями по числу колен Израилевых, верхняя одежда в виде плаща, украшенная по подолу, длинная рубаха и пояс. Одежды довершает тканый головной убор с золотым щитком, с вырезанными на нём словами: «Святыня Яхве». В руках кадило и ладанница. В изображениях Захарии как пророка сохраняются священнические одежды, но в руках у него свиток с текстом из Евангелия от Луки (Лк. 1:68–69), например, в росписи церкви Успения на Волотовом поле близ Великого Новгорода (1363 г., не сохранилась) на свитке был приведён текст полностью: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

 



 
PR-CY.ru