ЗИНОВИЙ Отенский - Страница 3

Зиновий описал восстановительные работы в приделе святых Иоакима и Анны в новгородском Софийском соборе, где почивали мощи святителя Никиты. Работы совершил «царёв муж» (переселенец из Москвы новгородский дьяк Фёдор Сырков), обнаруживший нетленность останков святителя. В Похвальном слове описано десять чудес, совершившихся от мощей святого. По своему характеру данный агиографический труд публицистичен, т.к. в нём изобличается лютеранство (в главе «Знамение честною двою икону: иже в Ругодиве Преславныя Богородицы, и святителя Николая, и священномученика Власия, и святых безсребренников Козмы и Дамиана на посрамление отступивших православныя веры, на обличение безбожныя их ереси»), сообщается о благодатной помощи святителя Никиты русским войскам, которые в это время вели боевые действия в Ливонии (в главе «О помощи великаго святителя Никиты епископа на пренесение мощей благочестивому царю Иоанну и о победе ливонян»). Этим произведением Зиновия воспользовался при составлении четвёртой редакции Жития Никиты псковский священник Василий (Варлаам). В сочинениях совпадают рассказы о явлении и об открытии мощей; осуждение лютеран и рассказы о чудесах присутствуют только в сочинении Зиновия. В отличие от большинства исследователей Л.Е. Морозова отрицает принадлежность третьей редакции Жития Никиты отенскому книжнику. Главный труд Зиновия, написанный в 1565–1566 гг., – «Истины показание...» («Истины показание к вопросившим о новом учении и прерочно паки к вопросившим о правом мудровании, и о двою заповеди, второй и первой, иже на богописанных скрижалех, и о Божественней славе, иже в книзе Бытия, и иже в ней о проображении грядущим, и о апостольских глаголех неких, и о оправданиих, яже християнство имать, и о человеческом предании, еже писа Василие Кесарии, и о здравей вере, и о благочестивей славе, иже в постных его (Словах), и о иных сведениих, иже во християнстве»). Это – самый большой по объёму богословский труд русского автора досинодальной эпохи. Зиновий обсуждает основные вопросы православного вероучения в полемике, в первую очередь, с Феодосием Косым, взгляды которого представляют одно из радикальных течений Реформации. «Истины показание...» является основным источником для изучения биографии и взглядов этого ересеучителя: Феодосий Косой почитал только Бога Отца, отвергал догмат о Святой Троице, не признавал Божественности Иисуса Христа, отвергал почитание Богоматери и святых, святоотеческое Предание, за исключением немногих книг, церковное богослужение, молитвы и посты, отрицал необходимость власти в христианском обществе; особое значение придавал книгам Ветхого Завета («столповым книгам»). Поводом для создания «Истины показания...» стало обращение к Зиновию пришедших из Спасского монастыря в Русе клирошан – иноков Герасима и Афанасия и мирянина-иконописца Феодора, хотевших узнать мнение отенского книжника о «нынешнем учении». Митрополит Макарий (Булгаков) считал пришедших к Зиновию клирошан последователями Феодосия. Собеседования проходили в 1566 г. Книга Зиновия состоит из краткого предисловия и 56 глав, объединённых в 12 (в некоторых списках 9 или 10) встреч (собеседований, «пришествий»).

 



 
PR-CY.ru