ЗИНОВИЙ Отенский - Страница 2

Наиболее раннее известное сочинение Зиновия – послание новгородскому дьяку Якову Васильевичу Шишкину 1534–1536 гг. Текст, обращённый к высшему лицу новгородской администрации, написан в довольно резком тоне и свидетельствует о высоком авторитете, который Зиновий имел к тому времени в Новгороде (таким образом, данное послание опровергает гипотезу о пребывании книжника в Отенском монастыре в ссылке). Упомянув о щедрости дьяка по отношению к Отенскому монастырю, Зиновий порицает его за волокиту при рассмотрении судебных дел и утверждает, ссылаясь на Ветхий Завет, что от судьи Бог требует не только поста и молитвы: «На правилы и на дары не смотрит и молитвы не слушает, велит искати суда праведна и обидимому пособити». Два других послания Зиновия адресованы «ко мнихом, бывшим в заточении в Соловецком острове, Гурию Заболоцкому, и Касияну, и брату его Гурию Коровиным», а также «к некоим, вопросившим его о питии». Зиновий утешает заключённых, приводит им примеры терпеливого перенесения несчастий из Житий святых и Священного Писания. В следующем послании Зиновий, как и его современники Максим Грек и Ермолай (Еразм), осуждает «пьянственное питие». Как предполагает Л.Е. Морозова, последнее письмо адресовано Новгородскому архиепископу Феодосию (1542–1551 гг.) или митрополиту Макарию и датируется временем подготовки Стоглавого Собора 1551 г., «активно обсуждавшего проблему пьянства». Остальные сочинения Зиновия в той или иной степени посвящены волновавшим русское общество в конце XV – XVI вв. и осуждённым церковными Соборами ересям. В середине XVI в. Зиновий написал Слово о священномученике Ипатии Гангрском («Зиновия черноризца о святем Ипатии, Гангрьсцем епископе и чюдотворцы»). По предположению издателя Слова Вадима Ивановича Корецкого, оно могло быть составлено в связи с пожаром 1551 г. в церкви Ипатия на Рогатой ул. в Новгороде. Однако исследователи считают, что тот факт, что отенский инок в этом произведении впервые выступает против современных ему еретиков, может свидетельствовать о написании Слова около 1553 г., когда состоялся Московский Собор, посвящённый разбору дел Матвея Башкина, Феодосия Косого и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря; в их взглядах Зиновий усмотрел возрождение арианства, с которым боролся Гангрский епископ Ипатий Чудотворец. Зиновий в Слове изложил учение Ария и подробно обосновал его несостоятельность. Сопоставляя учение русских еретиков с учением Ария, Зиновий отметил низкий уровень образованности русских лжеучителей: «Сии же еретицы... не токмо грамотическых не ведяху словес, неже и поборников мужей философов, но ниже народных грамот ведят или умеют прочитати» (этим современные Зиновию еретики отличаются от Ария, который заимствовал своё учение у «философов», сам же «житием нерастленным живяше»). Ф.Г. Калугин и А.И. Никольский атрибутировали отенскому иноку третью редакцию Жития Никиты Новгородского – «О Божией благодати, бывшей чудесы, явлением и прославлением священнаго телесе иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великого Новаграда» (не издано, известно исследователям в нескольких списках). Историки датировали текст 1565 г., В.И. Корецкий считает, что он был создан на рубеже 1550 и 1560 гг. Сочинение представляет собой Похвальное слово на открытие мощей святителя, случившееся в 1558 г.

 



 
PR-CY.ru