ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 9

Подобно многим храмам 1450–1460 гг., когда по инициативе Евфимия II велась активная «реставрационная деятельность», церковь ориентирована на местную архитектурную традицию второй половины XIV в. На её фасадах есть такие характерные элементы, как полукруглые бровки над оконными проёмами апсиды и барабана, а также полосы бегунца, поребрика и бровки с зубчиками над окнами, соединённые между собой пояском (встречаются только в соседней церкви Петра и Павла в Кожевниках). Близкими по типу являются также такие новгородские памятники, как церковь Двенадцати апостолов на Пропастех (1455 г.), несохранившиеся храмы св. Лазаря в Лазаревом монастыре (1461 г.) и особенно святителя Николая в Гостинопольском монастыре (между 1471 и 1475 гг.), которые, по предположению Владимира Валентиновича Седова, могли быть выстроены одной артелью, работавшей при архиерейском доме. Церковь Симеона является последним датированным произведением архитектуры независимого Новгородского государства. Она фактически завершила эволюцию самостоятельной новгородской архитектурной школы. Исследователи полагают, что после разорения церкви шведами (в 1654 г.?) были переложены свод, купола, алтарная конха, центральные и четверные своды храма, в северо-западном углу фрески обгорели. При последующих перестройках появилась крупная луковичная глава, на месте деревянной паперти – обширный двухэтажный объём каменного притвора и ризницы с запада (XIX в., до 1860 г.) без декора. В процессе реставрации в 1964–1967 гг. (архитектор Григорий Михайлович Штендер) были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала, декор. Оставлено восьмискатное покрытие XVII в. В 1970 гг. завершены работы в основном объёме: устроено междуэтажное перекрытие на металлических связях, настлан кирпичный пол и осуществлено приспособление храма для музейного показа. Памятник сохраняет роспись, которая датируется по ктиторскому изображению святителя Ионы периодом между 1467 и 1472 гг. Она была раскрыта в 1923 г. (экспедиция Главмузея под руководством П.И. Юкина), 1944–1948 гг. (Екатерина Александровна Домбровская, Е.М. Брягин) и 1971–1976 гг. Живопись XV в. сосуществует с фрагментами XVII, XVIII и XIX вв., поэтому до полного раскрытия древних фресок ряд исследователей указывали на их «ремесленный» характер. Роспись рассчитана на восприятие с близкого расстояния, миниатюрна и близка к иконной. Новгородская традиция получила здесь продолжение, отличное от столичной живописи, представленной, например, творчеством Дионисия. Исследователи отмечали определённое сходство росписей с росписью церкви Сергия Радонежского на Владычном дворе (между 1459 и 1463 гг.) и церковью Николая Чудотворца Гостинопольского монастыря (около 1475 г. (?) – конец XV в.; не сохранилась). Росписи верхнего яруса (Пантократор в скуфье купола, XVII в., на склоне свода – архангелы (поновления XVII в.) и херувимы, в барабане: восемь фигур праотцев между окнами в рост (верхний ярус), 12 полуфигур (нижний ярус), евангелисты (в парусах) традиционны. В конхе алтарной апсиды позднее (XIX в.?) изображение Отечества, по мнению исследователей, повторяющее древний оригинал; под конхой – ростовые изображения святителей (сохранилось пять фигур с поновлениями XIX в.) из композиции «Поклонение Жертве» («Служба святых отцов»). В основном пространстве храма под подпружными арками и сводами – изображения святых, размещённых в пяти фризах по принципу иконостаса или икон избранных угодников (такой тип икон в Новгороде встречался особенно часто).

 



 
PR-CY.ru