ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 8

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1399 г.) по архитектуре характерна для периода расцвета новгородского зодчества конца XIV в. Одноглавая четырёхстолпная одноапсидная кубическая церковь из известняковой плиты и кирпича (длина 16,5 м) по плану почти совпадает с расположенной поблизости церковью во имя апостолов Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) и восходит к стилистике церкви во имя великомученика Феодора Стратилата на Ручью (1360–1361 гг.), хотя относится к так называемой группе «малых храмов» этого периода наряду с церквами апостолов Петра и Павла в Кожевниках, Рождества Богородицы на Михалице (1379 г.), апостола Иоанна Богослова на Витке (1383–1384 гг.). При этом храм более приземистый, чем упомянутые памятники, и имеет восьмискатное покрытие вместо трёхлопастного завершения фасадов. Их декоративное оформление сходно с оформлением храмов данной группы, но в верхней части одного из фасадов вместо окна помещена ниша с фресковой живописью. Фасады разделены лопатками на три прясла, имеют достаточно сдержанное декоративное убранство. Карнизы апсиды и барабанов декорированы двумя поясами поребрика и поясом бегунца между ними. Апсида оформлена простой аркадой. После Смуты храм стоял полуразрушенным, в 1672 г., при игуменьи Евфимии, перестроен, переложены южная и западная стены, столпы, верхняя часть, включая арки, своды, барабан, устроена восьмискатная кровля, разобраны хоры (вновь построены в середине XIX в.). В 1827 г. сделано четырёхскатное покрытие, расширены проёмы, поднят уровень пола. К 1973 г. храм был реставрирован (архитектор Любовь Митрофановна Шуляк) в формах XVII в. с раскрытием деталей XIV в., восстановлены восьмискатная кровля, хоры, обнаружены следы росписи начала XV в. (?). Церковь во имя Симеона Богоприимца (1466 г.) является миниатюрной (7х7 м) кубической четырёхстолпной постройкой с сильно выступающей полукруглой в плане апсидой, завершённой восьмискатной кровлей и световой главой. Несмотря на миниатюрность, снаружи храм выглядит монументальным благодаря заметному сужению кверху четверика, а также массивному барабану. Её особенностью является двухэтажность, что не выражено на фасадах. Они разделены лопатками на три прясла, при этом прясла северного и южного фасадов уже, чем прясла центрального и восточного. Трёхлопастные завершения, обработанные многолопастной декоративной аркой, срезаны при устройстве восьмискатной кровли, их следы лучше сохранились на северном фасаде. Поля фронтонов между центральными лопатками декорированы рядами бегунца и поребрика. В центральном прясле южного фасада на уровне щипца сохранилась ниша-киот с живописным изображением Симеона с Богомладенцем. Первый этаж, подцерковье, использовался для вспомогательных и хозяйственных целей. Межэтажное перекрытие устроено в виде сплошного наката брёвен. Собственно храм располагался на втором этаже, отличаясь камерностью пространства и отсутствием хоров. Западные столбы круглые, восточные скруглены в помещении собственно церкви в нижней части на высоту человеческого роста (в верхней части и подцерковье – квадратного сечения), что делает пространство храма более целостным и обозримым, близким к пространству двухстолпного зального типа, применявшемуся в монастырских храмах Пскова.

 



 
PR-CY.ru