ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 10

Следующим этапом канонизации Соловецких преподобных стал Собор, который прошёл 1–2 февраля 1547 г. в Москве. На нём было установлено общерусское празднование «новым чудотворцам» Зосиме и Савватию под 17 апреля (Акты археографической экспедиции). В это время в Соловецком монастыре по инициативе игумена Филиппа были произведены разыскания святынь, связанных с памятью основателей монастыря: найдены принадлежавшая Савватию икона Божьей Матери «Одигитрия» (не сохранилась) и его каменный молельный крест, ризы Зосимы и принадлежавшая ему Псалтирь. Все эти находки стали предметами особого почитания. В 1548 г., при игумене Филиппе, были записаны 11 «новосотворённых чудес» Зосимы и Савватия и «Предисловие» к ним. Как полагают исследователи, тогда же по просьбе игумена Филиппа и соловецкой братии Лев Аникита Филолог написал «Похвальные слова» Зосиме и Савватию и составил новые редакции служб преподобным (старший список – Российская национальная библиотека, 1550 г.). После 1547 г. был создан общий канон Зосиме и Савватию (с краегранесием: «Приими пение, Саватие, пустынный жителю, и Изосима, небесный гражданине»), созданный по образцу «Канона двум преподобным» из Общей Минеи и дополненный тропарями из более ранних отдельных канонов Зосиме и Савватию. Древнейший список исследователи прочли в рукописи Российской национальной библиотеки вместе со службами Зосиме и Савватию в редакции Льва Филолога. После Собора 1547 г. большое распространение в рукописных Минеях и Трефологионах получила общая служба Зосиме и Савватию с полиелеем или со всенощным бдением. Как полагают исследователи, в начале 1550 гг. Максим Грек написал «Предисловие» к Житиям Зосимы и Савватия. В 1550–1551 гг. по ходатайству игумена Филиппа Соловецкому монастырю была передана церковь Святой Троицы на реке Сороке в устье Выга, рядом с которой находилось место первоначального погребения Савватия; службу в церкви стал совершать священноинок, присылавшийся из Соловецкого монастыря (Вкладная книга Соловецкого монастыря XVI в.; Акты социально-экономической истории севера России конца XV – XVI вв.: Акты Соловецкого монастыря 1479–1571 гг.). В 1558–1566 гг. в обители был возведён каменный Спасо-Преображенский собор, с северной стороны к нему был пристроен придел, посвящённый соловецким чудотворцам (в документах XVI в. пристройка называлась «приделом Зосимы»). Освящение Спасо-Преображенского собора состоялось 6 августа 1566 г. 8 августа был освящён придел Соловецких чудотворцев, в него перенесли мощи святых, которые были помещены в деревянные резные позолоченные раки со скульптурными изображениями фигур Зосимы и Савватия на крышках и с рельефными житийными клеймами на боковых стенках. В память об этом событии были составлены служба под 8 августа и «Похвальное слово» на перенесение мощей Зосимы и Савватия. В том же году, как сообщается в «Летописце» конца XVI в., «ездили к государю к Москве с мощми чюдотворцовыми и святыми водами». Игумен Филипп, будучи вызван в Москву для поставления на митрополичью кафедру, не принимал участия в освящении Преображенского собора и в перенесении мощей Зосимы и Савватия. Став главой церкви, Филипп построил на митрополичьем дворе в Кремле церковь во имя соловецких чудотворцев (1568 г.).

 



 
PR-CY.ru