ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 8

Согласно Житию, на девятый день после погребения святой явился иноку Даниилу и сообщил, что избежал бесовских мытарств, и что Бог причислил его к лику святых. Через три года после кончины Зосимы его ученики воздвигли над могилой часовню и, приходя по ночам, до утрени молились своему духовному отцу. Особенно широко распространилось почитание Зосимы и Савватия среди жителей Поморья. К помощи преподобных прибегали во время бедствий на море, к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами. Иконы Зосимы и Савватия появились в домах поморов задолго до того, как их стали писать в Соловецком монастыре. Об этом повествуется в рассказах о чудесах святых, включённых в их Жития. В первых десяти повествованиях, записанных учеником Зосимы Досифеем в 1503–1510 гг., сообщается о чудесах преимущественно Зосимы (только в двух рассказах («О видении столпа огненаго» и «О погибшем сокровище») описано явление обоих Соловецких преподобных). Указанные десять рассказов повествуют о чудесах, происходивших, прежде всего, с соловецкими монахами. В завершение каждого повествования Досифей напоминает, что Зосима по своему обещанию духом пребывает с соловецкой братией, о чём свидетельствуют описываемые чудотворения. В последующих 16 повествованиях, созданных игуменом Вассианом, география чудотворений расширяется, они совершаются на Белом море, в деревне Шуя-Река (ныне село Шуерецкое Беломорского района, Карелия) и т.д., но по-прежнему главным чудотворцем в них выступает Зосима. До 1530 гг. почитание Зосимы среди поморов было более распространено, нежели почитание Савватия, поморы помнили Зосиму и сохраняли к нему глубокое почтение. О большей укоренённости в Соловецком монастыре памяти Зосимы в сравнении с памятью Савватия говорит и то, что в начале XVI в. был составлен молебный канон Зосиме (сложенный по образцу «Канона единому преподобному» из Общей Минеи), который читали иноки и миряне (см., например, «Чудо... о Онисимове жене»). Как полагают исследователи, в начале XVI в. была составлена служба Зосиме (шестеричная). Самый ранний сохранившийся список, датируемый 1518–1524 гг., принадлежал Гурию (Тушину; Российская национальная библиотека). В 1520 гг. была составлена шестеричная служба Савватию, при этом Зосиме уже служили полиелейную службу. Таким образом, в первые десятилетия XVI в. одновременно с преимущественным почитанием Зосимы существовала и тенденция к установлению общей памяти Соловецких святых. Последняя тенденция возобладала в 1530 гг. Именно тогда при создании новых редакций Житий Зосимы и Савватия (редакций Великих Миней Четьих и волоколамской) в рассказах о чудесах, записанных игуменом Вассианом, была проведена правка, и к имени Зосимы было добавлено имя Савватия. В 1530 гг. почитание Зосимы и Савватия широко распространилось в Новгороде, в одном из новгородских церковных Уставов середины XVI в. Зосима и Савватий называются «новгородскими великими новыми чудотворцами» (Библиотека Академии Наук). Произошло это, как полагают исследователи, вскоре после пожара 1538 г., полностью уничтожившего Соловецкий монастырь.

 



 
PR-CY.ru