ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 7

Высказывалось мнение, что жалованная грамота на владение Соловецкими островами была «исходайствована бывшим игуменом Ионою, жившим в Новгороде», который (как и два его предшественника – Павел и Феодосий) недолго управлял монастырём и, вернувшись в Новгород, отстаивал там имущественные интересы обители. Другую точку зрения высказал В.Л. Янин, отрицающий факт игуменства Зосимы в Соловецком монастыре и считающий, что это «тенденциозный факт агиографии, но не истории». По мнению исследователей, в Житии нашли отражение не все исторические факты. Как они полагают, ряд событий, в частности, настоятельство Ионы в 1460 гг., был обобщён в Житии и приписан Зосиме. Основатель и устроитель монастыря, пользовавшийся безусловным авторитетом, мог и не иметь сан игумена (ср. раннюю историю Троице-Сергиева монастыря), присвоенный ему монастырским преданием уже на раннем этапе. С пребыванием Зосимы в Новгороде связано приведённое в Житии предание о его посещениях боярыни Марфы (вдовы посадника Исаака Андреевича Борецкого). Святой пришёл к ней с жалобами на её слуг, притеснявших Соловецкий монастырь. Марфа велела прогнать инока. Уходя, игумен пророчески предсказал будущее запустение дома Марфы. Видя, каким почтением окружён Зосима в Новгороде, боярыня раскаялась и позвала святого на пир. Оказавшись за столом с почётными гостями, Зосима увидел страшное зрелище: шестеро знатных мужей, сидевших за столом, были без голов. Прошло несколько лет, и видение Зосимы сбылось: в 1471 г. войска великого князя Ивана III Васильевича разбили новгородцев на Шелони, после чего великий князь повелел отсечь головы четырём старшим боярам и нескольким «их товарищом». Среди казнённых был и сын Марфы посадник Дмитрий Исаакович. В феврале 1479 г. Марфа вместе с домочадцами была выслана в Москву, оттуда в Нижний Новгород, владения же её перешли великому князю. Это предание впоследствии перешло из Жития Зосимы в официальное летописание – в «Лицевой летописный свод» и в «Книгу степенную царского родословия». О последних годах жизни Зосимы в Житии рассказывается, что святой пребывал в неустанных молитвенных подвигах; он сделал гроб для себя, поставил его в сенях кельи и каждую ночь плакал над гробом о своей душе. Перед кончиной преподобный призвал к себе братию, завещал им любить друг друга и обещал, что духом будет неотступно пребывать с ними. На игуменство он благословил инока Арсения, заповедав ему хранить церковный устав и монастырские обычаи. Дата кончины Зосимы приведена в Житии. Святой был погребён за алтарём церкви Преображения Господня, в могиле, которую он выкопал при жизни. Почитание Савватия началось сразу после его кончины. Первоначально оно было связано с местом погребения святого у устья Выга (в Житии Савватия сообщается о «многих знамениях», «иже творяхуся при гробе его»), а также с Новгородом, где получили распространение рассказы купца Ивана, похоронившего Савватия, и брата его Фёдора о чудесной помощи святого на море. Иван и Фёдор повелели написать икону Савватия и привезли её в Соловецкий монастырь. В обители почитание Савватия установилось после перенесения его мощей. Почитание Зосимы началось вскоре после его преставления.

 



 
PR-CY.ru