ЗУРВАНИЗМ

ЗУРВАНИЗМ – совокупность древнеиранских религиозно-философских концепций, в основе которых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана (авест. Зервана). Возникновение учения зурванизма традиционно связывают с осмыслением некоторыми кругами иранского жречества фрагмента «Ясны», где Ахура Мазда и Анхра-Майнью объявляются близнецами; однако некоторые исследователи (Х.С. Нюберг, Г. Виденгрен) пытались обосновать историческую первичность зурванизма по отношению к зороастризму. Традиционно специфику зурванизма исследователи объясняют влияниями вавилонской религии и астрологии, в то же время наличие значительного числа индийских параллелей позволяет им говорить о некоем архаическом индо-иранском субстрате зурванизма. В эпоху Сасанидов (III–VII вв.) зурванизм выступил как соперник ортодоксального зороастризма и представлял собой интеллектуальную традицию, которой придерживалась часть персидской аристократии. После завоевания Ирана мусульманами в VI в. зурванизм существовал в виде сект, лишённых единого управления и системы вероучения. Мифологическое ядро зурванизма составляет сюжет, согласно которому Зурван, андрогинное божество, в течение одной тысячи лет совершал жертвоприношения, чтобы иметь сына (ср. с индийским мифологическим циклом о Праджапати). Однако Зурваном овладели сомнения в результативности своих действий, что свидетельствует об изначальном несовершенстве верховного бога в системе зурванизма. От совершённых жертвоприношений в чреве Зурвана зародился Ахура Мазда, а по причине сомнения – Анхра-Майнью. Зурван дал клятву даровать власть над миром первенцу, которым должен был стать Ахура Мазда. Анхра-Майнью, узнав от всеведущего брата об обете отца, прорвал чрево и предстал перед Зурваном первым. Зурван был вынужден сдержать обещание и сделал Анхра-Майнью верховным правителем земного царства на 9 тыс. лет, а младшему, Ахура Мазде, отец вручил барсом (символ жреческой власти), поставив его «выше» первенца. Таким образом, зурванисты считали, что материальный мир временно принадлежит Злому Духу, тогда как мир духовный находится в ведении Духа Благого. К этому сюжету примыкает группа мифов, в которых Зурван дарует одеяния богам: Ормазду (Ахура Мазде), Вайю, Спихру, демонам: Ахриману (Анхра-Майнью), Варану и планетам. Одежды отражают их сущностные характеристики и соответствуют земной социальной иерархии. Согласно мифу «о вооружении», Зурван, породив Ахура Мазду и Анхра-Майнью и приведя в движение их творения, дарует каждому орудие для борьбы друг с другом. Ахура Мазде он вручает «форму» огня, который символизирует благое творение и является защитным и очистительным началом, а Анхра-Майнью – «форму», «орудие» или «одеяние» тьмы, сопряжённой с демоном Аз, которая пронизывает всё дьявольское творение.

 



 
PR-CY.ru