ЗОСИМА, Верховский Захария Васильевич (Богданович - Страница 9

Книжный эстамп по рисунку Александра Трофимовича Скино отпечатан в мастерской Г. Кирстена, на листе из собрания Исторического музея подпись московской литографии Вильгельма Бахмана; под изображением текст: «Пустынникъ схимонахъ Зосима Верховскiй». Подобные эстампы помещались в переизданиях Жития, а также при публикациях «Старческих советов» Зосимы. Ещё одно его изображение (с не известного исследователям оригинала) было использовано для иллюстрирования статьи о Зосимовой пустыни. По мнению исследователей, существовал портрет Зосимы в схиме на смертном одре. На это указывает выполненный в Зосимовой пустыни в конце XIX в. монтаж фотографий портрета почившего старца, игумений Веры (Верховской) и Магдалины (Верховской) на фоне тоновой литографии с видом обители 1870 гг. (внизу подпись: «Незабвенный оцъ нашъ Схимонахъ и пустынножитель Зосима Верховскiй»), который был передан в Зосимову пустынь Николаем Алексеевичем Калинкиным 19 августа 2000 г. В 1995 г. И.Л. Верховская сделала рисунок карандашом юного Зосимы на острове Коневец. Поясной портрет преподобного работы художника Олега Алексеевича Дмитриева, написанный в 2000 г. маслом на картоне, хранится в Зосимовой пустыни. Первые иконы Зосимы были созданы на основе его портретов иконописцами Натальей Криван и Виктором Криваном к местной канонизации святого в 2000 г., хранятся в Зосимовой пустыни. На аналойном образе святой представлен в схиме, с куколем на голове, правая рука повёрнута ладонью, в левой руке чётки и свиток с текстом: «Другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ хр(с)товъ». На иконе из Троицкого собора, которая участвовала в чине прославления подвижника, Зосима изображён в молении образу Божьей Матери «Одигитрия», с непокрытой головой; в нижней части иконы панорама обители, написанная на основе тоновой литографии 1870 гг. На иконе 2002 г. – образ прямоличный, поясной, правая рука Зосимы поднята в благословляющем жесте, в левой свиток, изображение лица, волос и бороды соответствует портретам; на верхнем поле в сегменте – образ Пресвятой Троицы, надпись: «СВ ПРЕП(д)Б ЗОСИМА верховскiй» (иконописец Сергей Аркадьевич Мелкозёров). Ростовая икона Зосимы в куколе, с чётками в руке помещена на крышке его раки (иконописцы Юрий и Надежда Земцовы). Единоличные иконы святого (в куколе, с благословляющей десницей и со свитком) написаны как в традиционной древнерусской стилистике (2004 г., иконописная мастерская Троице-Сергиевой лавры, иконописец Елена Лавриненко), так и в академической живописной манере (иконописец Лев Николаевич Шархун, икона передана в Зосимову пустынь в 2008 г.). Несколько икон Зосимы и Василиска Туринского в византийской стилистике по образцу извода «Встреча апостолов Петра и Павла» выполнено в мастерской Новотихвинского монастыря в Екатеринбурге, одна из них вложена в Зосимову пустынь в день прославления Зосимы – 23 июля 2000 г. Святой представлен моложе Василиска, с более длинной, острой на конце бородой и русыми волосами с проседью, лежащими на плечах вьющимися прядями. Изображение Зосимы (рядом с местными святыми) известно в росписи Введенского собора Герасимова Болдинского Троицкого монастыря (2002–2003 гг.) и на резной иконе с росписью 2001 г. (резчик С.Б. Большаков, частное собрание).



 
PR-CY.ru