ЗОСИМА, Верховский Захария Васильевич (Богданович - Страница 8

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) праздник прославления был отложен до лета и состоялся 23 июля 2000 г. К празднику были написаны две иконы Зосимы и издано «Житие преподобного Зосимы (Верховского)» (Наро-Фоминск, 2000 г.). К лику общецерковных святых Зосима и Василиск причислены на архиерейском Соборе РПЦ 8 октября 2004 г. Брянская епархия наряду с Московской включила Зосиму в Собор своих святых. Тропарь и кондак были написаны к прославлению Зосимы и введены в службы сразу же после 23 июля 2000 г. Каждый месяц во второе воскресенье в Зосимовой пустыни служится молебен преподобному. Позднее была составлена полиелейная служба Зосиме и утверждена Епархиальной богослужебной комиссией 24 марта 2005 г. Память Зосимы совершается каждый год 6 ноября (нового стиля) в Зосимовой пустыни при большом стечении народа. Сохранилось два прижизненных наброска с изображением Зосимы, предположительно сделанных сёстрами Зосимовой пустыни. В 1930 гг. рисунки вместе с письмами преподобного были переданы последними насельницами обители схиархимандриту Игнатию (Лебедеву), после его ареста хранились у его духовной дочери схимонахини Игнатии (Пузик), с 14 ноября 2001 г. – у монахини Зосимы (Верховской), в настоящее время – в архиве монастыря. Первый рисунок выполнен в монохромном колорите акварелью на бумаге, лицо проработано карандашом. Зосима изображён по пояс, в небольшом повороте вправо, с узнаваемыми портретными чертами: большими глазами, носом с широкой переносицей, тонкими губами, впалыми щеками, высоким открытым лбом, прямой седой бородой, длинными волосами до плеч, зачёсанными назад. Портрет не закончен, обозначен только силуэт фигуры. Другой набросок в той же технике (лицо и борода обведены пером) представляет преподобного в профиль, сидящим и склонившимся в молитве, с чётками в правой руке. По воспоминаниям современника, 15 годами раньше Зосима был «крепкого телосложения и добрый в силах и походке, словоохотливый». На живописном поясном портрете конца 1820 – 1830 гг. Зосима изображён на тёмно-коричневом фоне вполоборота вправо, в чёрной рясе, с раскрытой книгой в правой руке, на устах лёгкая улыбка. Портрет, литография с него, тоновая литография вида обители 1870 гг. и вещи из монастыря были обнаружены в 1971 г. Валентиной Григорьевной Астаховой у местных жителей и переданы в Данилов монастырь. В 1830–1850 гг. в Туринске на холсте написан второй поясной портрет Зосимы близкой иконографии, Зосима изображён на голубом фоне, с закрытой книгой в руке, у старца седая лопатообразная борода и вьющиеся пряди волос на плечах, глаза серые, вверху надпись: «Бывшiй попечитель Туринскаго Св. Николаевскаго женскаго монастыря Схимонахъ Зосима Богдановичъ Верховскiй Скончался 1833 года 24го октября» (портрет хранится в туринском Николаевском монастыре). Аналогичный по стилистике, как полагают исследователи, парный, портрет Василиска находится в собрании Туринского музея декабристов. Иконография туринского портрета повторялась на литографиях, отпечатанных в виде отдельных листов и для первого издания Жития Зосимы.

 



 
PR-CY.ru