ЗОСИМА Брадатый - Страница 9

Тем не менее, у исследователей есть основание говорить об общности позиции ранних нестяжателей. Эта общность видится им, в первую очередь, в противостоянии Иосифу Волоцкому, причём причины этого противостояния не всегда имели мировоззренческий характер. Иконография Зосимы представлена на миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 1570 гг. (Российская государственная библиотека). Группа миниатюр рассказывает о поставлении архимандрита Симонова монастыря Зосимы в митрополита Московского и всея Руси. Однако он изображён только в композиции, иллюстрирующей текст о присылке Новгородским архиепископом Геннадием (Гонзовым) повольной грамоты на избрание Зосимы. Фронтальная полуфигура Зосимы (без характерных черт) – старца с округлой бородой средней длины, в богослужебном облачении (саккос, омофор и митра) – помещена в окружении архиереев в верхнем ярусе среди палат. Несколько миниатюр посвящено Собору 1490 г. «на новгородские еретики» и деятельности Зосимы. На первой из них изображены восседающие вполоборота друг к другу великий князь Иван III Васильевич и Зосима (с непокрытой головой), вокруг архиереи, монахи, светские лица. На второй миниатюре – заседание Собора во главе с великим князем и митрополитом в саккосе, омофоре и митре, в центре – престол с Евангелием и крестом, по сторонам духовенство с иконой и еретики. Далее аналогичная композиция в зеркальном варианте, сцены осуждения и лишения сана еретиков и утверждения истинной православной веры на фоне пятиглавого храма с иконой Святой Троицы Ветхозаветной. На других миниатюрах Зосима совершает хиротонию игумена Николо-Угрешского монастыря Авраамия во епископа Коломенского, игумена Силуана – во епископа Сарского и Подонского. Иконография соответствует изображениям в клеймах житийных икон, Зосима в митре или с непокрытой головой, с книгой в левой руке, благословляет поставляемого. Одна из композиций иллюстрирует рассказ о передаче по повелению великого князя вологодских церквей из митрополии и Новгородской архиепископии в Пермскую епархию: слева восседающий великий князь Иван III, к нему обращаются Зосима и Геннадий в архиерейских мантиях и белых клобуках, за ними – Пермский епископ Филофей. На миниатюре «О митрополичьих кельях» («три кельи каменные с подклетом», которые Зосима поставил «на своем дворе») митрополит руководит постройкой. Фигура Зосимы с кадилом и книгой в руках во главе группы духовенства присутствует в сюжете преставления князя Андрея Васильевича. Две миниатюры включают сюжеты, связанные с уходом Зосимы с Московской кафедры. Здесь иллюстрируется рассказ об оставлении им митрополии «не своею волею» за то, что он «непомерно держаше пития»: на фоне пятиглавого храма в центре – стол с сосудами разной формы, Зосима в архиерейской мантии и чёрном клобуке удаляется вправо, слева – группа светских персонажей. На другой миниатюре Зосима представлен дважды: пришедшим в Симонов монастырь и оттуда – в Троице-Сергиеву обитель. Внешний облик Зосимы приводится в тексте иконописного подлинника конца XVIII в. (Библиотека Академии Наук) в отдельном перечне Московских митрополитов без указания дня памяти: «Подобием сед, брада на конце шире Григория Богослова, в шапке, сак зелен, амфор и Евангелие».



 
PR-CY.ru