ЗОСИМА Брадатый - Страница 7

Исследователи отмечают, что свидетельства о его взглядах противоречивы. Наиболее пространные обвинения Зосимы в еретичестве («жидовстве»), в первую очередь, в период нахождения на митрополичьей кафедре, содержатся в старшей редакции «Сказания о новоявившейся ереси» Иосифа Волоцкого, написанной, как показал Лурье, не раньше 1502–1504 гг. (в последующих редакциях «Сказания...», созданных после 1515 г., критика в адрес Зосимы уменьшена: во второй редакции сохранились лишь обвинение Зосимы в еретичестве в бытность архимандритом Симонова монастыря, в третьей редакции все обличения Зосимы устранены). Иосиф Волоцкий обвиняет Зосиму в хулах на Иисуса Христа и на Богоматерь, в осквернении христианских святынь, в иконоборчестве, в порицании Священного Писания, приводит слова митрополита, которые должны свидетельствовать о его неверии в Царствие Небесное и загробную жизнь. Иосиф называет Зосиму главой еретиков, «скверным и злобесным волком», «змием пагубным», «антихристовым предтечею», «сатаниным угодником», «сквернителем» и «главней содомьского огня». Несмотря на то что у исследователей нет оснований сомневаться в принадлежности Зосимы к московскому кружку жидовствующих, они не могут считать, что Зосима разделял антихристианское вероучение еретиков, по крайней мере, в том виде, как оно изложено Иосифом Волоцким, по-видимому, приписавшим Зосиме взгляды новгородских жидовствующих (у исследователей есть основание считать, что взгляды новгородских еретиков отличались большим радикализмом в сравнении с московскими жидовствующими). Сочинения Зосимы («Поучение всему православному христианству», «Изложение на пасхалию», по мнению исследователей, составленный митрополитом индекс отреченных книг) не дают исследователям оснований говорить о еретичестве иерарха. Об отсутствии у Зосимы иудаизирующих настроений, по крайней мере, после удаления с кафедры, свидетельствует список «Толкового Апокалипсиса» с дополнительными статьями (Российская государственная библиотека, конец 1490 гг.), над которым Зосима работал, находясь в Троице-Сергиевом монастыре. Рукопись содержит ряд антииудейских сочинений, в частности, «Слово на жиды о иже Господь может зватися Сыном, и аггелом, и человеком». Все эти тексты подтверждают предположение исследователей о том, что участие Зосимы в московском кружке жидовствующих было обусловлено не религиозными мотивами, но желанием выдвинуться при поддержке придворной партии, близкой к великому князю Ивану III. Сборник, содержащий «Толковый Апокалипсис» и дополнительные статьи, помогает исследователям раскрыть и другие противоречия в позиции Зосимы. Значительное место в сборнике занимают выписки, посвящённые осуждению церковных и монастырских владений, а также выписки на тему загробной жизни, раскрытую как противопоставление прижизненных добрых дел, которые доставляют душе спасение, бесполезности молитв об усопших. Вторая тема, по мнению исследователей, полемически заострённая, отразилась и в словах Иосифа Волоцкого, которые он приписывал Зосиме: «А что то Царство Небесное? А что то Второе пришествие? А что то въскресение мертвым? Ничего того несть – умерл кто, ин то умер, по та места и был».

 



 
PR-CY.ru