ЗОСИМА Брадатый - Страница 4

В декабре поручение составить свои варианты пасхалии было дано Новгородскому архиепископу Геннадию и Пермскому епископу Филофею. К пасхалии Зосима написал предисловие – «Изложение пасхалии» (указание на авторство содержится в заголовке сочинения: «Смиренный Зосима, митрополит всея Руси, трудолюбно потщався написати пасхалию на осмую тысящу лет, в нейже чаем всемирного Пришествиа Христова»; на авторство Зосимы ссылаются также летописи). По мнению И.А. Тихонюка, «Изложение пасхалии» было написано не раньше конца сентября и не позже 21 декабря 1492 г. В «Изложении пасхалии» митрополит провозглашает Москву новым Константинополем, Московского великого князя именует «государем и самодержцем всея Руси, новым царём Константином новому граду Константинову Москве, и всей Русской земле, и иным многим землям государем». Исследователи выделяют два вида «Изложения пасхалии»: первый образуют списки, в которых Москва объявляется преемницей Константинополя – «нового Иерусалима» (пасхалия в этих списках рассчитана на 7001–7020 гг.). Второй вид представлен единственным списком – Российская государственная библиотека (в нём Константинополь, также передавший свою духовную миссию Москве, назван «новым Римом»; пасхалия составлена на 7004–7020 гг.) По мнению одних исследователей, первоначальной является версия «Изложения пасхалии», где Константинополь характеризуется как «новый Иерусалим». Иной точки зрения придерживается Нина Васильевна Синицына. По её мнению, в двух вариантах «Изложения пасхалии» отразилось сосуществование среди русской православной иерархии две точки зрения: первая обусловлена традицией наименования Константинополя «новым Римом» в соответствии с каноном второго Вселенского собора, другая точка зрения зависит от существовавшей в Византии традиции аллегорического уподобления Константинополя Иерусалиму; по наблюдениям П. Гурана, уподобление Константинополя Иерусалиму и византийских императоров пророку Давиду активно использовалось в византийской политической идеологии до воцарения Македонской династии (867 г.). Оно наиболее ярко проявилось в гомилиях Феодора Синкелла, посвящённых чудесному избавлению Константинополя от нашествия аваров и персов в 626 г. В древнерусской литературе восприятие образа «Нового Иерусалима» было неоднозначным (митрополит Иларион молил Бога, чтобы Он не попустил русской столице Киеву быть в таком же пленении, как Иерусалим). Позднее против наименования Москвы Иерусалимом протестовал Максим Грек. Тема Иерусалима как города, где зародилась христианская церковь, проходит через всю пасхалию, составленную Зосимой. В «Изложении пасхалии» речь идёт не только о сравнении русской и византийской столиц, но и о противопоставлении: Москва как «последний... град Константина» сменяет первый Константинополь, павший в 1453 г. под ударами турок (и «изрушившийся», как утверждали русские полемические памятники, уже после унии, заключённой на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 г.), она становится единственным православным центром мира. Эсхатологические чаяния уже не связывались в «Изложении пасхалии» с определённой датой, как раньше, – 1492 г., но отодвигались на неопределённый срок в продолжение восьмой тысячи лет.

 



 
PR-CY.ru