ЗОСИМА - Страница 2

Опираясь на это сообщение, а также учитывая покровительство, оказанное Зосиме Иерусалимским патриархом Феофилом II в путешествиях русского паломника по Палестине (одну из таких поездок, как следует из рассказа Зосимы, он совершил вместе с патриархом и его свитой), некоторые исследователи высказывали мнение, что Зосима не был простым паломником, но выполнял дипломатическую миссию, хотя прямых указаний на это в «Ксеносе» нет. Дж. Маджеска предположил, что Зосима происходил из знатной семьи, учитывая, что в Иерусалиме на Пасху он принимал участие в праздничной трапезе патриарха Феофила и был способен оплатить дальнее морское путешествие. Паломничество Зосимы завершилось в мае 1422 г., когда он вернулся в Москву. Он стал первым русским паломником, в сочинении которого собраны описания Иерусалима, Палестины, Константинополя, присутствуют сведения о Святой Горе (приведён перечень 22 афонских монастырей), о Фессалонике (описаны мощи св. Димитрия Солунского и мироточицы Феодоры). Памятник свидетельствует о начитанности автора. В «Ксеносе» есть заимствования из «Хождения» игумена Даниила, ссылки на агиографические памятники, патерики. Зосима приводит легенды, которые, очевидно, он слышал от проводников: о блаженной Фомаиде и о св. Калии, а также палестинскую легенду о девицах, не сохранивших девственности, легенду о чудесах, совершающихся у гроба блудницы Пелагеи, и др. Другую группу легенд составляют рассказы, связанные со светскими памятниками архитектуры (в основном, константинопольскими), ряд которых, по наблюдениям исследователей, не находит параллелей в «хождениях» его предшественников (о жабе, поедающей нечистоты, об исцелении от укусов змей у Змеиной колонны). «Ксенос» сохранился в восьми списках (в том числе один XV в.). Исследователи (Хрисанф Мефодиевич Лопарёв, Николай Иванович Прокофьев) разделяют их на полную и сокращённую редакции. В полной редакции описано паломничество Зосимы из Москвы через Киев в Константинополь и в Палестину. В краткой рассказывается о путешествии Зосимы в Константинополь и на Афон (по мнению исследователей, краткая редакция более поздняя).



 
PR-CY.ru