ЗОСИМА и АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ

ЗОСИМА и АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ, Зосима – преподобномученик Киликийский (память 19 сентября и 4 января) и Афанасий Комментарисий – мученик (память 4 января; память в Греческой церкви 3, 4 января, 18 апреля; память в Западной церкви 3 января). Греческое Мученичество Зосима впервые было опубликовано Франсуа Жозефом Мари Алькеном в 1952 г. на основании текста двух рукописей (X и XV вв.). По мнению издателя, Мученичество составлено не раньше начала V в.; в качестве terminus ante quem он предложил третий Вселенский собор (431 г.). Вторая редакция Мученичества, известная по более поздним спискам XV–XVI вв., не издана. Согласно Мученичеству, Зосима подвизался в горах, живя с дикими зверями. Он был схвачен и приведён к правителю Дометиану в городе Аназарв в Киликии. Зосима исповедал себя христианином и обличил языческих богов. Тогда Дометиан приказал жечь его уши раскалённым железом, затем бросить мученика в котёл с нечистотами. Когда Зосиму подвесили вниз головой с камнем на шее, на судилище пришёл лев и человеческим голосом исповедал Христа. Поражённый правитель приказал освободить Зосиму, который вместе с животным вернулся в горы. Через некоторое время к Зосиме пришёл Афанасий Комментарисий (смотритель тюрьмы; судебный секретарь), которого он обратил к вере и крестил. По молитве святых разверзлась скала и приняла Зосиму, Афанасия Комментарисия и льва. В Великих Минеях Четьих митрополита Макария сказание о Зосиме и Афанасии Комментарисии содержится под 4 января, 11 апреля и 28 сентября. Кроме того, под 19 сентября Великие Минеи Четьи приводят сказание о мученике Зосиме, пустыннике, пострадавшем в городе Назарете, Афанасий Комментарисий в этом рассказе не упоминается. В Четьих Минеях, составленных Ростовским митрополитом Димитрием, говорится, что Зосима и Афанасий Комментарисий пострадали при императоре Диоклетиане (284–305 гг.). В комментариях к сказанию о мученике Зосиме пустыннике (память 19 сентября) он отождествляется с этим Зосимой.

 
PR-CY.ru