ЗОСИМА Ворбозомский - Страница 3

В рукописном Сборнике Житий и повестей, датируемом серединой и последней четвертью XVIII в. (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), под 7 ноября есть миниатюра второй половины XVIII в. с ростовым прямоличным изображением Зосимы в монашеском одеянии, с раскрытой вовне ладонью правой руки и с чётками в левой, волосы волнистые, борода на конце раздвоенная. Известен ростовой образ преподобного (первая половина XX в.?), находившийся на крышке его деревянной раки: святой представлен седовласым старцем с прямой, слегка раздвоенной бородой, именословно благословляющим, со свитком в левой руке. Образ хранился у протоиерея Валентина Парамонова, уроженца Кириллова, который забрал его из Белозерска в 1950 гг. В то время он был настоятелем Воскресенского собора в Череповце и благочинным. В последние годы жизни протоиерей Валентин служил в церкви Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище в Москве, где эта крышка раки стала почитаемым образом преподобного (помещена в приделе во имя Иоанна Милостивого). Современный поясной список этой иконы выполнен для Горицкого Воскресенского женского монастыря – Зосима с залысинами и проседью, с длинной и острой на конце бородой, со свитком в левой руке. На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» XIX в., находящейся в часовне Кирилла Новоезерского в Белозерске, изображены девять Белозерских святых в два ряда, Зосима в середине, прямолично (остальные в небольшом повороте к центру), в монашеском одеянии – синей рясе, тёмно-красной мантии с золотой каймой, куколь на плечах, в деснице – свёрнутый свиток, левая рука опущена. У святого седые волосы, большие залысины на лбу и клинообразная борода до середины груди. В составе Собора Новгородских чудотворцев Зосима представлен на иконе конца XIX в. (?) из нижнего придела церкви апостола Филиппа в Великом Новгороде – в левой группе вполоборота вправо как средовек с русой бородой средней величины, в куколе, со свитком в деснице, на нимбе надпись: «св. пр. Зосима Вор.». Святой показан также среди подвижников XVI в. в академической стенописи конца 1860 – 1870 гг. (поновлена в 1970 гг.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Зосима представлен в группе Белозерских святых в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) под руководством Афанасия (Сахарова), – на иконах 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры) и их повторениях конца 1990 гг. – начала XXI в. (храм Христа Спасителя, церкви Воскресения Христова в Сокольниках и святителя Николая в Клённиках в Москве). Преподобный изображён под 7 ноября на лицевых святцах русских святых монахини Иулиании, созданных после 1959 г. в виде прорисей, – в рост, с округлой бородой средней величины, десница повёрнута ладонью, рядом Кирилл Новоезерский.



 
PR-CY.ru