ЗОСИМА Ворбозомский - Страница 2

«Память преподобнаго отца нашего Зосимы...» содержит сведения о месте погребения святого: «...Близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом» (Государственный музей-усадьба «Архангельское», вторая половина XVIII в.). В 1612 г. Ворбозомский монастырь был ограблен польско-литовскими интервентами. К концу XVII в. в обители был двухэтажный деревянный храм: верхняя холодная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца и нижняя тёплая церковь в честь Рождества Христова с приделом апостола Иоанна Богослова. Церковь была «ветха». На протяжении всей истории монастырь управлялся строителями, в обители жили шесть–девять насельников. В 1684 г. Ворбозомский монастырь был приписан к Кириллову Белозерскому монастырю, в 1764 г. упразднён, храм обращён в приходский, братия перешла в Кириллов монастырь. В 1809 г. в бывшем Ворбозомском монастыре на месте деревянного был построен каменный Благовещенский храм с приделами в честь Рождества Христова, во имя апостола Иоанна Богослова, во имя Николая Чудотворца и во имя Зосимы. В последнем под спудом покоились мощи основателя монастыря. В 1840 гг. Благовещенская церковь стала приписной к ближайшей Воздвиженской церкви (на восточном берегу Ворбозомского озера), вскоре пришла в запустение. В 1890 г. остров на Ворбозомском озере с церковью был передан Горицкому в честь Воскресения Господня монастырю, там был организован скит. В 1930 гг. скит был разорён. К 2009 г. Благовещенский храм был разрушен. Некоторые архивные материалы по истории Ворбозомского монастыря (приходо-расходные книги XVII в., описи имущества XVIII в.) хранятся в Российском государственном архиве древних актов (Кирилло-Белозерский монастырь). В синодике Кириллова Белозерского монастыря середины XVII в. Зосима упоминается между Нилом Сорским и Иродионом Илоезерским (Российская национальная библиотека). Н.П. Успенский писал об утраченном Ворбозомском синодике, где память Зосимы была помещена под 7 ноября с указанием: «...Творим панихиду и братский корм». Существовала молитва Зосиме. В рукописи, хранящейся в Государственном музее-усадьбе «Архангельское», «память преподобнаго отца нашего Зосимы...» помещена под 7 ноября, под этим же числом отмечена память Зосиме в Кайдаловских святцах XVII в.; как полагают исследователи, этот день считался днём кончины преподобного. Архиепископ Филарет (Гумилёвский) без достаточного обоснования атрибутировал Зосиме «Поучение и послание Изосимы святаго к Настасеи, дщери своей», известное в списках конца XV –XVI в. Алексей Иванович Соболевский относил послание к домонгольскому периоду и приписывал его Владимирскому епископу Симону, считая имя Зосимы в заголовке ошибкой переписчиков или именем святителя Симона в схиме.

 



 
PR-CY.ru