ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ - Страница 3

С XVIII в. в составе полемических сборников украинско-белорусского происхождения «Повесть о Ксиропотамском монастыре» получила широкое распространение в старообрядческой традиции; старший список – середина XVIII в. (Российская государственная библиотека). Подвиг зографских иноков (без указания их имён и количества) является частью масштабного описания попытки введения унии на Афоне. «Латиномудрствующий» император вместе с послушным ему патриархом начинает поход с Великой Лавры, где «прияша их кознию, еже сим избавишася от них лавряне». Монастырь амальфитанцев, Каракал и некий «Алимпиев» также признали унию. Иноки Иверского монастыря, отказавшиеся признать унию, были утоплены, за исключением грузинской части общины («иверов»), отправленной в Италию. Расправа продолжилась и в Протате, где были повешены иноки и прот, обличивший неправославие императора и патриарха. После Зографа униаты отправились в Ксиропотам, где напуганная братия присоединилась к унии. Во время богослужения, когда диакон помянул на ектении имя папы Римского, произошло землетрясение, обрушились стены храма, под руинами были погребены отступники (император и патриарх при этом не пострадали, но пришли в ужас от увиденного). Оставшиеся на Афоне католики после этого приняли православие и стали иноками. События приурочены к осени 1275 (6784) г., и указана дата мучения Зографских преподобномучеников, однако историческая канва повести («тогда же посуху царьствоваху блъгаре и бе им царьствующий град Трьнов… в то время фрязи и царьствовавший Константин град содрьжаху») относится к значительно более раннему периоду. Версию, изложенную в «Повести о Ксиропотамском монастыре», исследователи датируют 1320 гг. (не позднее 1328 г.). В конце текста содержится молитва о спасении «царя Андроника и иже от сынов сыны его, еже устроил православие и церковь исправи на первенец православия паки, и иже во Святой Горе пожжена и порушана – вся воздвиже и украси». В этом отрывке речь может идти только об императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) и о периоде, как полагают исследователи, после смерти (1320 г.) его старшего сына-соправителя Михаила IX. О гибели Зографских преподобномучеников сообщается также в послании афонских иноков около 1442 г. великому князю Московскому Василию II Васильевичу Тёмному. Здесь мучение иноков (не названных по именам и не определённых по количеству) не связано с Лионской унией, а отнесено ко времени Латинской империи (1206–1262 гг.). Стойкая в вере зографская братия противопоставлена насельникам Ватопеда, которые, за исключением игумена, покинувшего монастырь, приняли унию. Историческая основа проложного «Сказания...» оспаривается исследователями, а сюжет соотнесён с афонскими легендами и фольклором в рамках корпуса сказаний о Святой Горе.

 



 
PR-CY.ru