ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ

ЗОГРАФСКИЕ (АФОНСКИЕ) ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (ум. в 1275 г.; память в Греческой церкви 22 сентября; память в Болгарской и Греческой церквах 10 октября), 22 насельника афонского монастыря Зограф (игумен Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и четыре мирянина (имена неизвестны), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католической церковью. О мучении Зографских преподобномучеников подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика – «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, византийский император Михаил VIII Палеолог (1261–1282 гг.) после заключения Лионской унии Западной и Восточной церквами (6 июля 1274 г.) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болгарским царём Иоанном Калояном (анахронизм, т.к. он правил в 1196–1207 гг.). По пути на Константинополь латиняне остановились на Афоне и через одного из отлучённых священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский монастырь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство. В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, которые пытались скрыться, повесили. Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы монастырь признал истинной латинскую веру. Но игумен Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божьей Матери, поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, который порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в монастыре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болгарскими царями Симеоном (893–927 гг.), Петром (927–969 гг.) и Иоанном Асенем II (1218–1241 гг.). «Сказание...» сохранилось в единственном списке стишного Пролога на сентябрь-февраль особого состава (Российская государственная библиотека); до 1970 гг. (а в зарубежной литературе до сих пор) этот список было принято датировать XVI в. Однако водяные знаки на бумаге («три полумесяца» с буквами «МА» под трилистником) относят его ко второй четверти XVII в., т.к. идентичный знак содержится в славяно-молдавском списке 1637–1642 гг. огласительных поучений Феодора Студита (Российская государственная библиотека). В стишной Пролог также входило «Воспоминание отчасти святыя горы Афонския…» (26 декабря), что свидетельствует о святогорском происхождении рукописи или её оригинала; исследователи не исключают, что кодекс содержал и другие афонские повести.

 



 
PR-CY.ru