ЗОГРАФ - Страница 10

Монастырь получал богатые вклады от болгар: на деньги хаджи Вылчо из Банско были построены в 1758 г. восточное четырёхэтажное крыло комплекса и в 1764 г. вторая церковь Пресвятой Богородицы, на средства жителей Банско – часовня в честь Преображения Господня в башне под колокольней. Ещё в 1746 г. Зограф купил у монастыря Эсфигмен владение Ваница (Йованица). При ктиторстве хаджи Васила из Ловеча в 1768 г. была построена часть восточного корпуса монастыря с часовней Иоанна Предтечи и расписана часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы, а на средства проигумена в 1777 г. построена кладбищенская церковь-костница в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце ХVIII в. было заменено внутреннее деревянное убранство кафоликона. В 1794 г. были сделаны позолоченные кивоты для чудотворных Аравийской («рабом Божием Калчо из села Калофер») и Фануилской («рабом Божием Стамой хаджи Димо») икон. В 1797 г. Зограф пострадал от землетрясения, поэтому в конце XVIII – начале XIX вв. было осуществлено масштабное строительство, о котором свидетельствуют послание-призыв зографского эпитропа Евфимия к православным Османской империи о сборе средств на выплату долгов, связанных с возведением собора великомученика Георгия (документ без даты, болгаро-греческая надпись над входом в собор сообщает, что строительство было завершено в 1801 г.); послание 1803 г. зографского эпитропа Лаврентия о сборе средств на роспись и украшение нового собора; послание того же года зографских эпитропов Лаврентия и Антима православным Молдавии с теми же просьбами. Исследователи считают, что к концу 1803 г. монастырь вернул «строительные» долги. Во время Греческого национально-освободительного восстания 1821–1829 гг. обители нанёс ущерб расквартированный в ней военный пост арнаутов (албанцев-мусульман). После их ухода за монастырём числились большие долги, за которые он мог быть передан главному кредитору, монастырю Ватопед, и тем самым утратить самостоятельность и статус болгарского монастыря. Но благодаря ходатайству в Москве зографских посланников архимандрита Анатолия из села Лазарополе (близ Дебара) и хаджи Викентия (Виктора) из села Беляковец (близ Тырнова) в юрисдикцию Зографа вернули Киприановский монастырь в Бессарабии, из доходов которого было выплачено 400 тыс. руб. в качестве возмещения за понесённые убытки. После выплаты долгов в 1849–1850 гг. был восстановлен общежительный статус монастыря, утраченный во второй половине ХVIII в. Упомянутый архимандрит Анатолий вместе с болгарским просветителем Василом Априловым намеревался открыть в Зографе болгарские училище и типографию. Несмотря на то что для типографии в 1850 г. построили здание близ монастыря и закупили шрифты, она так и не открылась. Хотя в XIX в. монастырь поддерживал контакты с более сорока болгарскими городами и сёлами, и ему принадлежали подворья в Велесе, Тырнове (ныне Велико-Тырново), Татар-Пазарджике (ныне Пазарджик), Прилепе, Русе (Рущуке), Сливене, Тетевене. Во второй половине столетия Зограф не имел прежнего авторитета среди болгар. На это повлияли восстановление в 1830 гг. Рильского монастыря и особенно неопределённая позиция зографской братии в церковно-национальной борьбе в отличие от позиции братии сербского монастыря Хиландар, которая активно поддерживала болгар в борьбе за церковную автономию.

 



 
PR-CY.ru