ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 6

Другие знамена азбук-толкований описаны в высотных отношениях друг к другу – в виде восходящих «лествиц» крюков («А мрачныи – мало выше простаг(о). А светлыи – мрачнаг(о) выш(е). А тресветлый – светлаг(о) выше. Аще л(и) тресветлыи с сорочею ношкою – велми пак(и) возгласит(и)») и статий, нисходящих сопоставлений запятых и статий с запятыми («А запятая – изниска взят(и). А крыж (=запятая с крыжем) – велми ниж(е) запятои. А статья с запятою – подержат(и) низенко. А с крыжем – велми ниж(е) подержат(и)»), перемещений из зоны низа вверх (стрелы мрачная с полукрыжем и громосветлая; Российская национальная библиотека). Знамена, включающие несколько звуков, были снабжены описаниями соответствующих движений голоса, для которых были выработаны устойчивые выражения: «поторгнут(и) гласом вверх 2-щ и ступит(и), подеръжваю(чи)» – о стреле светлой (сходно и об иных трёхзвучных стрелах), «потянув опрокинути» – о стрелах с облачком, «выгнут(и)» или «вычертити» – о подчашиях. Певческое воспроизведение некоторых знамен описывалось как движение гортанью: «Стопица ж с очком – назад отшибнут(и) гортаню… Въздергнутая (палка) – гортаню поиграти, 2-щ двигнут(и)… Хамила ж – гортаню 2-щ ступит(и). Тряска – гортаню потрясти… Сложития – покудрит(и) гортаню. А паук поется – гортан(ь) вывертити гораздо да стат(и)» (Институт русской литературы). Второй раздел таких толкований (Российская национальная библиотека: «Сказание ино. како поется которое знамение в коемждо гласе различно», 1540–1550 гг., и др.) содержал описание ненормативных способов исполнения знамен в разных гласах и в попевках – закрытых статий в различных попевках второго и шестого гласов, светлого крюка «за скамеицу» в рафатке, громной стрелы в долинке первого и пятого гласов, попевки «статия светлая», т.е. поворотки восьмого гласа. Именно в этих разделах было введено понятие «попевки» («попевка статия светлая», «Сице поется попевка во всех гласех» – Российская национальная библиотека), которое иногда включалось и в заголовок («Сказание. како поется знамение различно в котором гласе попевкы» – Российская национальная библиотека). В нотированных певческих книгах второй половины XV в. оформилась графика многих мелодических формул – как гласовых попевок столпового распева с нормативным прочтением знамен, так и тайнозамкненных лиц-попевок (термин М.В. Бражникова). Лишь часть тайнозамкненных формул (например, кулизма, мережа, дербица, паук) сохраняла графический облик, унаследованный от ранней знаменной нотации, хотя далеко не всегда в одних и тех же фрагментах песнопений древней и столповой редакций. До конца XVI в. словари попевок в рукописях не фиксировались. Только избранные лица-попевки включались составителями в перечни столповых знамен – кулизма, перевяска, немного позднее – колесо (под названием «ключик»), в первой половине XVII в. – также кулизма полная и различные змеицы (Российская государственная библиотека, вторая четверть XVII в.). Однако уже в начале XVII в. собрание попевок было выделено из азбук знамен в самостоятельный раздел. Один из ранних сохранившихся текстов под названием «Имена попевкам» был включён в руководство инока Кириллова Белозерского монастыря Христофора «Ключ знаменной» (1604 г.) после перечисления знамен и фит (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru