ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 2

Расположение фит в аналогичных песнопениях нотированных и не нотированных списков нередко совпадает, хотя их количество может различаться (например, в нотированных евангельских стихирах их значительно больше). По мнению исследователей, фитные начертания напоминали певчим, в каких фрагментах знаменных песнопений предполагалось включение мелизматических вставок, но их воспроизведение могло быть необязательным. Близкое соответствие фитных формул в не нотированных и нотированных древнерусских рукописях, а также большая роль устного способа передачи песнопений знаменного распева и исполнения их по моделям-самоподобнам на протяжении нескольких веков, по мнению исследователей, не позволяют рассматривать так называемую фитную нотацию в качестве самостоятельной системы записи. Ранняя форма знаменной нотации представляет собой древнерусскую версию ранневизантийской куаленской нотации (см. Византийская нотация) и, подобно ей, имеет адиастематический характер. Однако она обладает рядом оригинальных черт, не имеющих аналогов в византийских рукописях. В самых ранних древнерусских источниках объединились элементы, характеризующие разные стадии развития куаленской нотации, не встречающиеся одновременно ни в одном византийском списке. С архаичным слоем куаленской нотации связаны прямой крыж (экфонетическая телия) в качестве заключительного знака песнопения, одиночная чашка (клазма) или конъюнктура статия-чашка (дипли-клазма; полкулизмы), известные только по древнейшим византийским нотированным спискам конца X – начала XI в., а также отсутствие распространённого позднее византийского знака «олигон»; более позднюю стадию куаленской нотации, не раньше середины XI в., представляют палка воздернутая (вария + кендимата), паук (килизма) и ключ (куфизма). Это может означать воспроизведение в дошедших древнерусских списках элементов более архаичной системы нотации из несохранившихся нотированных книг середины X – первой половины XI вв. или, если учесть полное отсутствие подобной нотации как в древнерусских списках до рубежа XI и XII вв., так и в южнославянских, использование древнерусскими писцами при создании нотированных рукописей византийских источников разного времени. Кроме того, специфические черты проявляются и в применении других знамен. Так, древнерусская стопица, графический аналог византийского знака «исон», в отличие от него имела разные функции – не только повторения тона, но и движения вниз и вверх в зависимости от контекста, заменяя отсутствующий в знаменной нотации восходящий олигон и сравнительно редко используемую вне комбинаций с другими знаками нисходящую запятую (апостроф). Комбинация стопицы и точки (кендимы), являющаяся одним из распространённых знаков в ранней знаменной нотации (стопица с очком), хотя и с другим значением, чем в «основной» и поздней (точка, подобно сорочьей ножке – ипсили, по мнению исследователей, первоначально означала более высокий тон, в том числе высокий уровень речитации при многократном повторении стопицы с очком), в византийской нотации не использовалась; стопице с двумя точками (с двема очкы) – переводке – в византийских списках чаще соответствует не исон, а олигон с двумя точками.

 



 
PR-CY.ru