ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ

ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ – знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Древней Руси в XI в. Знаменные певческие книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах Русской православной церкви. Наиболее ранние рукописи, содержащие знаменную нотацию, относятся к рубежу XI и XII вв. (Типографский устав с Кондакарем – Третьяковская галерея, дополнение к Кондакарю; фрагмент минейного Стихираря – Библиотека Академии Наук). В древнейший период наряду со знаменной нотацией применялись кондакарская нотация, предназначавшаяся для записи ограниченного певческого репертуара мелизматического стиля (кондаки, ипакои, праздничные тропари, причастны), и не получившая распространения на Руси система экфонетических знаков для записи интонации литургического чтения Священного Писания (Куприяновские листки X–XI вв. – Российская национальная библиотека; Остромирово Евангелие 1056–1057 гг. – Российская национальная библиотека). Знаменная нотация прошла длительный путь развития, исследователи отмечают несколько основных этапов, имеющих условные границы и предполагающих переходные разновидности: 1) ранняя форма знаменной нотации, которой были записаны псалмовые формулы, песнопения Ирмология, Стихираря минейного и триодного, Минеи, Триоди Постной и Цветной, степенны Октоиха в рукописях конца XI – первой половины XV в.; 2) «основная» форма, сложившаяся во второй половине XV в. в связи с происшедшей сменой литургического устава, когда был создан комплект певческих книг (включая новые – Октоих-Стихирарь и фрагменты Обихода), отразивший принципиальные изменения в записи мелоса песнопений; в XVI – первой половине XVII вв. эта форма постепенно совершенствовалась, становясь всё более дифференцированной; 3) поздняя форма знаменной нотации, в которой знамена приобрели целый ряд уточняющих элементов, включая пометы (затем и признаки), появилась в рукописях около середины XVII в. и сохранялась впоследствии с незначительными изменениями. В XII–XVII вв. графика знамен изменялась, наиболее существенно – во второй половине XV в. и на рубеже XVI и XVII вв. Состав начертаний для каждого этапа развития знаменной нотации в целом исследователями установлен, хотя и недостаточно дифференцированно, однако изучение почерков писцов нотации (как их общих признаков, так и индивидуальных особенностей), т.е. музыкальная палеография как самостоятельная область музыкально-исторической науки, пока находится на начальном этапе развития. Певческим рукописям, содержавшим полностью нотированные знаменные песнопения, предшествовали не нотированные списки, в которых фиксировались не только буквенные обозначения гласов песнопений, но и мелизматические украшения – фиты. Так называемая фитная нотация сохранялась в не нотированных гимнографических книгах и позднее, когда получили распространение рукописи, имевшие запись мелоса песнопений с помощью сложившейся ранней знаменной нотации (например, Октоих изборный XIII в. – Российская национальная библиотека; также ряд древнерусских Октоихов изборных и Шестодневов XIV в.); появление рукописей с записью отдельных фит в XIV–XV вв., как полагают исследователи, связано с вновь усилившимся в это время влиянием южнославянской книжной традиции.

 



 
PR-CY.ru